Устройство управления радиальными зазорами газотурбинного двигателя

Реферат

 

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, в частности к системам активного управления радиальными зазорами газотурбинных двигателей, и позволяет повысить экономичность двигателя (Д), снабженного двумя группами трубопроводов подвода охлаждающего воздуха. Сигналы от датчика 1 температуры воздуха на входе в Д и датчика 2 частоты вращения ротора поступают на вход блока 4 приведения и далее в компаратор (К) 5, где сигнал приведенной частоты вращения сравнивается с заданным значением . Если , то сигнал из К 5 поступает в исполнительный механизм (М) 9 подачи охлаждающего воздуха в первую группу трубопроводов. Кроме того, сигнал от датчика 3 давления P*вх воздуха на входе в Д поступает в К 6, где сравнивается с заданным значением P*пвхор . Если P*вх <Pвхор , то сигнал из К 6 поступает в схему И 7. Если на второй вход схемы И 7 поступает сигнал из К 5, то сигнал из схемы И 7 поступает на М 8 подачи охлаждающего воздуха во вторую группу трубопроводов. 1 з. п. ф-лы 1 ил.

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, в частности к системам активного управления радиальными зазорами газотурбинных двигателей. Целью изобретения является повышение экономичности двигателя, снабженного двумя группами трубопроводов подвода охлаждающего воздуха. На чертеже представлена блок-схема описываемого устройства. Устройство включает датчик 1 температуры Т*вх воздуха на входе в двигатель, датчик 2 частоты nвд вращения ротора высокого давления двигателя, а также датчик 3 давления Р*вx воздуха на входе в двигатель. Блок 4 приведения по сигналу с датчиков 1 и 2 формирует электрический сигнал, характеризующий величину приведенной по полной температуре на входе в двигатель частоты вращения ротора высокого давления n= n . Компаратор 5 выполняет операцию сравнения фактической величины nвдпр с пороговым значением nвпордпр . Компаратор 6 выполняет операцию сравнения фактической величины Р*вх с пороговым значением Р*вхпор. При этом первый выход компаратора 5 и выход компаратора 6 через схему И 7 подключены к входу второго исполнительного механизма 8, а вход первого исполнительного механизма 9 связан с вторым выходом компаратора 5. Первый исполнительный механизм 9 регулирует подвод охлаждающего воздуха на обдув корпуса турбины по первой группе трубопроводов, второй исполнительный механизм 8 - по второй группе трубопроводов. На вход схемы И 7 подают два сигнала на включение обдува: первый - из компаратора 5, второй - из компаратора 6. Схема И 7 работает в следующем логическом режиме. При поступлении сигналов на включение обдува из компараторов 5 и 6 сигнал на включение второй группы трубопроводов из схемы И 7 поступает на второй исполнительный механизм 8. Отключение второй группы трубопроводов по сигналам, поступающим на исполнительный механизм 8, осуществляется во всех остальных случаях. Устройство работает следующим образом. Сигналы о величинах Т*вх, nвд, Р*вх и nвдпр поступают от датчиков 1, 2, 3 и блока 4. В компараторах 5, 6 величины nвдпр и Р*вх сравнивают с соответствующими пороговыми величинами nпорвдпр и Р*пвхор . Сигнал из компаратора 6 поступает на вход схемы И 7, а сигнал из компаратора 5 (при условии nвдпр > nвдпрпор) на включение обдува поступает на исполнительный механизм 9 и вход схемы И 7. В схеме И 7 в зависимости от выходных сигналов из компараторов 5 и 6 формируется сигнал, поступающий на исполнительный механизм 8 по следующей логической схеме: когда оба выходных сигнала из компараторов 5 и 6 поступают на вход схемы И 7, то формируется сигнал на включение обдува корпуса с помощью второй группы трубопроводов, в остальных случаях формируется сигнал на отключение обдува корпуса. При условии nвдпр nвдпрпор сигнал на включение поступает на исполнительный механизм 9, включающий первую группу трубопроводов, при условии nвдпр < nвдпрпор обе группы трубопроводов отключены. При условии Р*вх > Р*вхпор в компараторе 6 формируется сигнал на выключение обдува. При условии Р*вх < P*вхпор возможны два варианта. Если из компараторов 5 и 6 на схему И 7 поступают сигналы на включение обдува, то в схеме И 7 формируется сигнал на исполнительный механизм 8, подключающий вторую группу трубопроводов. Если из компаратора 5 или 6 (или из обоих) поступает сигнал на отключение обдува, схема И 7 выдает на исполнительный механизм 8 сигнал на отключение обдува. (56) Патент США N 4069662, кл. F 02 C 7/16, опублик. 1975.

Формула изобретения

1. УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ РАДИАЛЬНЫМИ ЗАЗОРАМИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащее последовательно включенные датчик параметра, характеризующего высоту полета, и первый компаратор, а также датчик частоты вращения ротора двигателя и второй компаратор, выход которого подключен к первому исполнительному механизму подачи охлаждающего воздуха в первую группу трубопроводов, отличающееся тем, что, с целью повышения экономичности двигателя, снабженного двумя группами трубопроводов подвода охлаждающего воздуха, оно дополнительно содержит последовательно включенные датчик температуры воздуха на входе в двигатель и блок приведения, второй вход которого подключен к датчику частоты вращения, а выход - к входу второго компаратора, а также последовательно включенные схему И, подключенную к выходам обоих компараторов, и второй исполнительный механизм подачи охлаждающего воздуха во вторую группу трубопроводов. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что в качестве датчика параметра, характеризующего высоту полета, служит датчик давления воздуха на входе в двигатель.

РИСУНКИ

Рисунок 1

QB4A Государственная регистрация договора о распоряжении исключительным правом

Дата и номер государственной регистрации договора: 25.09.2000 № 11252

Вид договора: лицензионный

Лицо(а), предоставляющее(ие) право использования: Открытое акционерное общество "Авиадвигатель" (RU)

Лицо, которому предоставлено право использования: ОАО "Пермский моторный завод" (RU)

Условия договора: НИЛ, Срок действия: 13.11.2017 Территория действия: РФ

Дата публикации: 27.10.2011