Соединение деталей
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению, в частности к соединениям деталей, и может быть использовано при изготовлении многорядных срезных болтовых соединений. Цель изобретения - повышение усталостной долговечности соединения деталей. Соединение деталей состоит из соединяемых листов и нескольких рядов болтов. Первый относительно прикладываемой на лист нагрузки ряд крепежных болтов установлен с наклоном в сторону от нагрузки. Это позволяет уменьшить неравномерность и величину контактных напряжений по стыкуемым поверхностям соединяемых деталей, что приведет к повышению усталостной долговечности соединения деталей. 5 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (19) (11) А1 (51) 5 Г 16 В 5/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н A ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4373041/31-27 (22) 02.02.88 (46) 07,03.90. Бюл. - 9 (71) Харьковский авиационный институт им.Н.Е.Буковского (72) Э.Н.Румянцев, B.Ã.Áàáè÷åa, В.Ц.Гусев и М.В.Румянцева (53) 621.882(088.8) (56) Лрковец А.И. и др. Технология выполнения высокоресурсных заклепочных и болтовых соединений в конструкциях самолетов. — И.: Машиностроение, 1 987, с. 6, рис. 1, 1 (б) . (54) СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ (57) Изобретение относится к машино2 строению, в частности к соединениям деталей, и может быть использовано при изготовлении многорядных срезных болтовых соединений. Цель изобретения — повышение усталостной долговечности соединения деталей, Соединение деталей состоит из соединяемых листов и нескольких рядов болтов.Первый относительно прикладываемой на лист нагрузки ряд крепежных болтов установлен с наклоном в сторону от нагрузки. Это позволяет уменьшить неравномерность и величину контактных напряжений по стыкуемым поверхностям соединяемых деталей, что приведет к повышению усталостной долговечнос- д ти соединения деталей. 5 ил.
1548540
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении многорядных срезных болтовых соединений.
Цель изобретения — повьппение усталостной долговечности соединения.
На фиг.1 изображена конструкция многорядного соединения деталей до сборки соединений на крайние болты, на фиг.2 — конструкция многорядного соединения после сборки соединения на все болты, на фиг.3-5 — узел I на фиг.2 (варианты) болтов с соединяемыми деталями, 15
Соединение деталей состоит из соединяемых листов 1 и 2, нескольких рядов крепежных элементов (болтов) 3, установленных в соединяемые детали перпендикулярно наружной поверхности соединяемых листов. Первый относительно прикладываемой на соединяемую деталь нагрузки ряд болтов 4 установлен под углом о ох наружной поверхности соединяемых листов в сторону, 25 от нагрузки. Первоначально собирают пакет на внутренние ряды. болтов,после чего устанавливают крайние болты.
После установки крайних болтов 4 изменяется характер контактного взаимодействия болта с соединяемыми деталями. При установке крайних болтов без перекоса и нагружения соединения эксплуатационной нагрузкой Р по стенкам отверстия под болт и на опорной поверхности соединения под головкой (гайкой) болта возникают контактЭ, Э ные напряжения Q « è и . Причем, под действием нагрузки на болт происходит его изгиб и контактные напряже- 40 ния по поверхности соединяемого листа распределяются неравномерно (фиг.З).
Неравномерность их распределения и превьппение величины контактных напряжений выше средних приводит к интен- .. сивной фреттинг-коррозии соединяемых деталей и возможному их усталостному разрушению по месту В для листа 2.
При установке, крайнего болта с перекосом в соединяемую деталь, но без
59 нагружения соединения нагрузкой, возникают контактные напряжения (технологические) — Я„, и (7„С, величит т на и неравномерность которых противоположна будущим эксплуатационным наэ э 55 пряжениям 6 „ и С> хс (фиг,4), При нагружении соединения с пере= кошенными рядами болтов происходит уменьшение по величине и неравномерности результирующих контактных напряжений 5 „„и 6 „ . Уменьшение неравноЕ мерности и величины результирующих напряжений смятия приводит к уменьшению интенсивности, фреттинг-коррозии по месту усталостного разрушения
А и. В, а уменьшение неравномерности и величины контактных напряжений по стенке отверстия приводит к уменыпению концентрации напряжений на кромке отверстия от действия нагрузки на болт.
Угол установки болта необходимо выбрать такой, чтобы под действием эксплуатационной нагрузки болт становился вертикально поверхности листов, в этом случае эффективность технического решения будет наибольшей.Расчеты этого угла, связанные с податливостью болта, геометрическими и механическим характеристиками соединяемых деталей, показывают, что с(„
2-б . Небольшая величина угла установки болта не вызовет значительных технологических трудностей при изготовлении соединения и получение отверстий под крайние болты возможно сверлами с технологическими насадками, имеющими скос упорной поверхности.Техническое решение целесообразно для односрезных болтовых соединений.
Таким образом, предлагаемое соединение деталей позволяет уменьшить неравномерность и величину контактных напряжений по стыкуемым поверхностям соЪдиняемых деталей, что приведет к повышению усталостной долговечности соединения деталей, Формула изобретения
Соединение деталей, содержащее болты с гайками, установленные рядами в отверстиях соединяемых деталей,о тл и ч а ю щ е е с я тем,что, с целью повышения усталостной долговечности соединяемых листов, первый относительно прикладываемой на лист нагрузки ряд болтов установлен с наклоном в сторону от направления действия нагрузки.
1548540
Ь-Ф.
Составитель В.Ситункин
Техред А.Кравчук
Корректор N. Пожо
Редактор А.Пандор
Заказ 129 Тираж 549 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент, г. Ужгород, ул. Гагарина, 101