Гидравлический усилитель рулевого механизма транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 5 -В 62 Р 5/06

ОГИОАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Я A З ОРСНОМЪ ОБИДЕ 7EJlbCTBV

Що сиии

Сьд

Щели

ГОСУДАРСТВЕННЬ Й НС 4ИТЕТ

По ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОГКРЬУТИЯМ

Г1РИ ГКНТ СССР (б 1) 1581639 (21) 4291605/11 (22) 27.07,87 (46) 07.01 „91. Вюп. N - 1 (71) Московское научно-производственное объединение по строительному и дорожному машиностроению и Одесское производственное объединение по производству гидрооборудования и гидроаппаратуры строительно-дорожному и ком> -унальному мап-.,настроению Стройгидравлика" (72) В,Я. Обидин, 0.А. Зуева, П.A. Заходякин, В.Н. Калмыков, R.Ñ. Иванов, Г.К. Добринский, Л.Vi. Шемпер, А.И. Ковчак и С.А. Налбандян (53) 629. 113(086.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Г - 1581639, кл. В 62 D 5/06, 1986.

„„SU„„ f6)36Я А 2

2 (54) ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ УСИЛИТЕЛЬ РУЛЕВОГО МЕХАНИЗМА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к системам рулевого управления тран— спортных средств. Цель изобретения— повышение надежности работы гидроусилителя рулевого механизма, Гидравлический рулевой механизм содержит золотник 2, кинематически связанный с рулевым валом 3 и через редуктор 4 и приводной вал 5 с приводной шестерней б, установленной в корпусе 7 гидромашины обратной связи между двумя

его крышками 8 и 9. Г »дро»»аши»»а обратной связи выполнена многороторной, содержащей три периферийные шестерни, кинематически связанные с приводной шестерней 6. На осях 29 периферийных шестерен вьп»олне»»ы про1618694 точки с образованием в средней части

KdKUoA из осей выступающей наружу беговой дорожки с криволинейной в осевом направлении поверхностью, а периферийные шестерни выполнены с возможн. стью обкатываиия по упомянутым беговым дорожкам. При повороте рулевого вала 3 эо..отник 2 гидрорас1 (С

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам рул вого управления транспортных средств„

Цель изобретения — повн ение на20 л,ежности гидроусилнтеля в работе. а фи1 „1 представлен гидравлический рулевой механизм, общий вид в р"..".-.,реэе ча фиг, 7 — принципиальная

r кдравлическая схема устройства; иа ф;-:.г, 3 — сечение A-Л на фиг. 1; на фиг. 4 — сечение Б-Б. на фиг. 1; на фиг,. 5 — кинематическая схема взаимо"

".,åéeYýèÿ приводной и периферийной шестерен при условно центральном расположении периферийной шестерни в кор30 пусе: на фиг. 6 — то же, при выборке бокового зазора в зубчатом зацеплении этих пестерен,. в рабочем положении, на. фиг. 7-10 — -арианты форм выпол,) пения криволинейных поверхностей осей периферийных шестерен.

Гидравлический рулевой механизм транспортного средства содержит расположенный в корпусе 1 ггдрораспределителя золотник 2, кинематически

4О связанньп с рулевьпч валом 3 и через редуктор 4 и приводной вал 5 с приводной шестерней б, установленной в корпусе 7 гидромашины обратной свя" зи между двумя ее крьппками 8 и 9.

В корпусе 1 гидрораспределителя выполнены отверстия: напорное 10, сливное il и два рабочих 12 и 13, гидравлически связанных с соответствующими проточками гидрораспределителя. 50

Гидромашнна обратной связи выполнека многороторной, содержащей три рагномерно расположенные по окружности периферийные шестерни i4-16, кинематически связанные с приводной 55 шестерней б. Оба ввода в гидромашину о"-ратной связи выполнены,в виде окон

1 и. 18 в крьш;ках 8 и 9, по два окна пределителя перемешается в осевом направлении, обеспечивая соединение напорногс отверстия через гидромашину обратной связи одним из входов исполнительного органа, другой вход которого соединен со сливом. 3 з.п. ф -лы, 10 ил, в каждой иэ них для каждой из периферийных шестерен 14-16. Окна 17 одного из двух вводов гидравлически соединены с соответствующей линией

"9 гидрорэспределителя посредством трех радиальных проточек 20, выполненных в каждой крышке 8 и 9, гидравлически соединенных с кольцевой полостью 21, образованной центральным отверстием 22 в приводной шестерне

6 и расположенным внутри чего с кольцевым зазором приводньм валом 5.

Кольцевая полость 21 соединена с внутренней полостью ?3 гидравлического рулевого механизма. Окна 18 цругого ввода посредством трех других проточек 24, выполненных в крьш ках 8 и 9, гидравлически соединены с отверстиями 25, выполненными в корпусе 1 гидрораспределителя и в корпусе i гидромашины обратной связл, Отверстия 25 соединены между собой и соединены с соответствующей линией 26 гидрораспределителя. Корпус

1 гидрораспределителя и корпус 7 гидромашины обратной связи механически связаны между собой, а центровка крыш к 8 и 9 отчосительно корпуса 7 гидромашины обратной связи обеспечивается штифтами 27.

Приводная шестерня б кинематически связана с при одным валом 5 посредством пальца 28.

На осях 29 периферийных шестерен

14-16 со стороны их торцов выполнены проточки с образованием в средней части каждой из осей ?9 выступающей наружу беговой дорожки 30 с криволи нейной в осевом направлении поверхностью. Периферийные шестерни 14-16 выполнены с возможностью обкатывания по беговым дорожкам 30. При этом диаметры беговых дорожек Й и отвер18694

Формы криволинейной поверхности осей

Работа гкдравлическог о рулевого механизма происходит следующим образом.

В нейтральном положении золотника

2 гидрораспределителя рулевого механизма рабочая жидкость от насоса пос .упает в напорное отверстие 10 и через проточки золотника 2 подается к сливному отверстию 11 и далее в гидробак гкдросистемы рулевого управления .

При повороте рулевого нала 3 золотник 2 гкдрораспределителя перемещается в осевом направлении относительно ксрпуса 1, обеспечивая соединение напорного отверстия 10 с одним кз вводов гидромашины обратной связи, например, через внутреннюю полость 23 гидравпического рулевого механизма, передачи радиальных нагрузок и колебаний приводного вала 5 на приводную шестерню 6 и компенсирует имеющиеся

55 несоосностк в установке вала к шестерни и радиальные биения их поверхностей к под|пкпнкков. При этом воз5 16 стий в перифсрийных шестернях 1) связаны между собой соотношением где Ь вЂ” боковой зазор в зубчатом зацеплении шестерен.

Такая форма вьп слнения беговых дорожек к принятое соотношение между диаметрами D к с,фиг. 5) позволяет: автоматкче ки полностью выбрать боковой ".ÿзор в зубчатом зацеплении приводнсй и перкфе-.ийной шестерен за счет смещения каждой кз геркферийных шее "ерен под действием peçóëi-òèрующего усилия От эпюры давлений в сторону привоцной шестерни до полной ликвидации бокового зазора в зацеп—

J енин

Указанные перемещения периферийных шестерен возможны при выполнении соответ" твующк::-: зазоров между отверстиями в корпусе гкдрсмапмны под церкферкйные шестерни 14-16 и аружнымк диаметралл самих этих шестерен.

Для этой цели соотношения диаметров отверстий Р в корпусе под периферийные шестерни и наружных диаметров D периферийнь-х шестерен выби—

1аютсэ ксхоля кз ус.;свил

50 кольцевую полость 21, радкал,ные проточки 20, выполненные в каждой крьппке 8 и 9. Другой ввод гидромашины обратной связи в этом случае посредством проточек 24, выполненных в крышках 8 к 9, отверстий 25„выполненных в корпусах 1 и 7, гидравлически соединен посредством гидрораспределителя, сообщен с одним из рабочих отверстий, например, с отверстием 12, к которому присоединяется кспслнительный гидроцилиндр, другая полость которого соединяется с другим рабо км отверстием, например с отверстием 3, с.îeöèêåI;íûè гидравлически через гкдгрсраспределктель рулевого механизма со сливным отверстием 11, в свою очередь, соециненным с гидробаком.

Н1естернк гидромашкны обратной связи поворачиваются, и приводная шестерня 6 приводит во вращение приводной вал 5, связанный через редуктор 4 с золотником 2. Последний перемещается в исходное положение к при прекращении вращения рулевого нала 3 занимает нейтральное попожение, обеспечивая разгрузку насоса на слив. Подача рабочей жидкости в ксполнктельньп" . орган системы рулевого управления прекращается.

При изменении вращения рулевого вала 3 ра бота гидра влич еского рулевог0 механизма аналогична описанному, но перемещение золотника 2 IIpoводится в противоположную сторону и изменяется соединение рабочих отверстий 12 и 13 с напорным 10 к сливным 11 отверстиями . Поскольку приводной вал 5 расположен в центральном отверстии приводной шестерни 6 с кольцевым зазором, представляется возможность значительно уменьшить диаметральный зазор между окружностью выступов этой шестерни и отверстием в корпусе 7 гкцрома пины обратной связи под приводную шестерню 6, и тем самым уменьпптть утечку рабочей жидкости по этому зазору. Это достигается благодаря тому, что кольцевой зазор исключает возможность можные перемещения приводной шестер1618694 ни 6 ограничиваются поверхностью централ ьного отверс тия корпуса 7.

Это является важным потому, что в кичематической схеме гидромашины обратной связи расстояние между периферийными шестернями 14-16, измеренное по длине окружности отверстия в корпусе гидромашины для приводной шестерж 6, черезвычайно. мало по сравнению с шестеренными гидромашинами обратной связи традиционных компоновок, что приводит к ухудшению уплотнений между всасывающими и нагнетательными окнами гидромашины за счет уменьшения количества зубьев приводнои шестерни 6, участвующих в работе по герметизации всасывающих и напорных окон гг- ромашины обратной связи.

Другой особенностью такого выполэения кинематической связи является возможность использования зазора,, образовавшегося между приводным валом 5 и. отверстием приводной шестерни 6 для улучшения подачи рабо-1ей чпщкости к окнам гидромашины обратной связи за счет подведения рабочей жидкости не только через верхнюю. крьппку, но также и через нижнюю крышку. Причем к одному из вводов гидромашины, дополнительный поток рабочей жидкости подается через кольцевую полость 21 и соответств ложе каналы, выполненные в нижне крышке гидромгшины. Одновременно к другому вводу гидромашины также подводт.тся дополнительный поток рабо чей жидкости через специально выполненные отверстия в корпусах 1 и 7. (B — d) = (1 - 3)ь3

К (д) () 9

2з где D — диаметр отверстия в перифе.—..рийной шестерни;

d — диаметр беговой дорожки — боковой зазор в зубчатом зацеплении шестерен

By — диаметр отверстия корпуса под периферийную шестерню;

0ц — наружный диаметр периферийной шестерни.. ! и 3. Механизм по пп. 1 и 2, о т л и ч а ю щ и й. с я тем, что упомянутая криволинейная поверхность. выполнена в виде центральной цилиндрической поверхности, сопряженнои по краям

4О с усеченными коническими поверхностями б

4. Механизм по пп. 1 и 2, о т л ич B ю ц и и с я тем что упомянутая криволинейная поверхность выполнена в виде сферы.

Формула изобретения

Гидравлический усилитель рулевого механизма транспортного средства по авт, св. Ф 15816= :9, отличающийся тем, что, с целью повьшания надежности в рабо5 те, на осях периферийных шестерен со стороны их торцов выполнены проточки с образованием в средней части каждой из осей выступающей чару у беговой дорожки с криволинейной

1О в осевом направлении повер а периферийные шестерни вы-олнены с возможнэстью обкатывания по упомянутым беговым дорожкам.

2. Механизм по п..1, о т л и— ч а ю щ и и с R тем, что диаметры беговых дорожек и отверстий в периферийных шестернях, а также диаметры отверстий под периферийные шестерни и наружные диаметры периферийных шестерен связаны между собой следующими соотношениями

1618694

Фиг. Я

1618694

icier >a

@LfV, б

ЯО

1618694

Корректор М. Максимиаинец

Редактор А. Козориз

Заказ 20 эч !Ф

Производственно-издательский комбинат Патент, г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

ВЕИИПИ Государственного

113035, Составитель А„ Барыков

Техред М.дндык

Тираж Подписное комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5