Дисковый тормоз

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к дисковым тормозам, совмещающим функции рабочего и стояночного тормозов. Цель изобретения - повышение надежностй при увеличении КПД тормозного механизма путем замены трения скольжения в храповом зацеплении на трение качания. Дисковый тормоз транспортного средства состоит из диска, установленного на валу, и суппорта, охватывающего диск. В окне суппорта на пальцах установлены поршни 8, в которых расположены штоки 9, удерживаемые ганками 10. Подача жидкости производится по каналам 11. Поворотные рычаги 12 с проре ями 13 верхними концами шарнирно соединены с корпусом и штоком управляющего пневмоцилиндра. В прорезях 13 рычагов 12 установлены храповики 16 с проушинами 17 и фигурными прорезями 18. Фиксированное положение храповиков 16 обеспечива (Л

СООЭ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК уц F 16 D 55/08 ..

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И (ЛНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

К А STOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1548552 (21) 4342486/27 (22) 10.10.87 (46) 15.02.91. Бюл. N 6 (71) Московский автомобильный завод им. Лихачева (72) М.И.Сугробов, В.Н,Нестеренко и В.П.Васильев (53) 62-592.117(088.8) (Se) Авторское свидетельство СССР

У 1548552, кл. F 1Ь D 55/224,11.09.87, (54) ДИСКОВЬЙ ТОРМОЗ (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к дисковым тормозам, совмещающим функции рабочего и стояночного тормозов °

Цель изобретения - повышение надежнос„,SUÄÄ 1627762 А2

2 ти при увеличении КПД тормозного механизма путем замены трения скольжения в храповом зацеплении на трение качания. Дисковый тормоз транспортного средства состоит из диска, установленного на валу, и суппорта, охватывающего диск. В окне суппорта на пальцах установлены поршни 8, в которых расположены штоки 9, удерживаемые гайками 10. Подача жидкости производится по каналам 11. Поворотные рычаги 12 с проре ями 13 верхними концами шарнирно соединены с корпусом и штоком управляющего пневмоцилиндра.

В прорезях 13 рычагов 12 установле, ны храповики 16 с проушинами 17 и фигурными прорезями 18. Фиксированное положение храповиков 16 обеспечива1627762

10

1 ется собачками (С) 19. Верхняя часть зуба каждой С 19 выполнена с продоль ной прорезью 20, в которой неподвижно закреплена ось с установленным на ней с возможностью вращения роликом (Р) 22. Каждый Р 22 имеет заданный радиус, а поверхности, образующие вершину зуба С 19, выполнены касательными к цилиндрической поверхности P 22. При этом С 19 удерживаются в зацеплении пружинами 23, СвободИзобретение относится к транспортному машиностроению, .в частности к дисковым тормозам, совмещающим функции рабочего и стояночного тормозных механизмов с автоматическим pery3 ляторованием зазора между тормозными колодками и диском.

Цель изобретения — повьппение надежности и увеличение КПД тормозного механизма путем замены трения скольжения в храповом зацеплении на трение качания °

На фиг. 1 изображен дисковый тормоз, общий вид, на фиг. 2 — вид А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 2; на фиг. 4 — вид В на фиг. 3; на фиг. 5 — схема взаимодействия храповика и собачки с роликом.

Дисковый тормоз транспортного средства состоит иэ диска 1, установленного на валу, 2,и суппорта 3, охватывающего дцск 1. В окне 4 суппорта 3 на пальцах 5 установлены тормозные колодки 6 ° В цилиндрических проточках 7 суппорта 3 установлены поршни

8, в которых расположены штоки 9, удержив аемые гайками 10.

Подача рабочей жидкости под давле- 45 нием в подпоршневые пространства цилиндрических проточек 7 производится по каналам 11. Поворотные рычаги

12 с выполненными в них прорезями 13 нижними концами шарнирно закреплены на торцовых частях суппорта 3, а верхними концами шарнирно соединены с корпусом 14 и штоком 15 управляющего пневмоцилиндра. В прорезях 13 рычагов 12 с возможностью поворота уста55 новлены храповики 16, снабженные проушинами 17 с фигурными прорезями 18.

Фиксированное положение храповиков 16 относительно поворотных рычагов 12 йые концы штоков 9 снабжены пружинами 24. Поворот рычагов 12 обеспечивается стяжными пружинами. Каждый иэ храповиков 16, поворачиваясь при подаче давления по каналам 11 к поршням 8, воздействует на С 19, которая перекатывается при этом по вершине зуба храповика 16 посредством P 22 и затем скатывается в следующую впадину между зубьями храповика 16.

5 ил.! обеспечивается шарнирно установленньии в верхних частях прорезей 13 собачками 19, входящими в зацепление с зубчатыми частями храповиков 16. Верхняя часть зуба каждой собачки 19 выполнена с продольной прорезью 20, в которой неподвижно закреплена ось

21, с установленным на ней с возможностью вращения роликом 22, Каждый ролик 22 имеет определенный радиус, а поверхности, образующие вершину зуба собачки 19, выполнены касательными к цилиндрической поверхность ролика 22. Собачки 19 удерживаются в зацеплении с храповиками 16 пружинами 23, одни концы которых закреплены на рычагах 12, а другие опираются на собачки 19.

Свободные концы штоков 9 снабжены пружинами 24 и шарнирно связаны с фигурными прорезями 18 храповиков 16.

Поворот рычагов 12 обеспечивается стяжными пружинами 25. Передача усилий от храповиков 16 к штокам 9 осуществляется упорными винтами 26, установленными в нижних частях храповиков 16. При этом концы упорных винтов 26 расположены между пружинами 17 °

С целью обеспечения передачи усилия от со бачки 1 9 к храповику 1 6 только по полному профилю зубьев и исключения возможности заклинивания зуба собачки 19 на вершине зуба храповика 16 при работе стояночного тормоза, вершина зуба собачки 19 выполнена по радиусу г (фиг. 5), а храповик 16 подпружинен пластинчатой пружиной 24 и имеет воэможность поворота на угол Р соответствующий выбранному зазору b между штоком 9 и упорным винтом 26 (фиг. 5).

7 76? 6 вается по образующей зуба в следующую впадину, Тем самым меняется точка зацепления собачки с храповиком

5 и осуществляется регулирование зазора.

Во время стояночного торможения давление воздуха в пневмоцилиндре 14 снижается, в результате чего.под действием стяжных пружин 25 рычаги 12 поворачиваются. Вместе с рычагами 12 перемещаются собачки 19, поворачивая храповики 16, которые взаимодействуют с торцовыми поверхностями штоков 6 в направлении диска 1, осу" ществляя торможение. Если в момент стояночного торможения ролики 22 собачек 19 находятся на вершинах зубьев храповиков 16, то они, перекатываясь, 20 обеспечивают зацепление зубьев собачек с последующими зубьями храповиков 16.

R-H сus ф, Формула изобретения

Дисковый тормоз по авт.св.

1548552, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и увеличения КЕД тормозного

30 механизма, он снабжен роликами, установленными в выполненных в собачроликом,-и ралиуго»{ храцовика, проходящим касательно к боковой поверхности ролика при -расположении его центра на первом радиусе храповика.

Дисковый тормоз работает следуюшим образом.

Во время рабочего торможения рабочая жидкость под давлением по каналам 11 подается в подпоршневые пространства цилиндрических проточек

7, перемещая поршни 8 и тормозные колодки 6 в направлении диска 1, осуществляя торможение. Одновременно поршни 8, связанные гайками 1О со штоками 9, увлекают их за собой. Штоки 9, перемещаясь в осевом направлении, взаимодействуют с фигурными прорезями 18 храповиков 16, поворачивая последние на величину, пропорциональную зазору между колодками 6 и дис ком 1 (фиг. 1 и 2).

Каждый иэ храповиков 16, поворачиваясь, воздействует на соответствующую собачку 19, .которая перемещает- 55 ся в направлении вершины зуба храповика, перекатывается по вершине с помощью ролика 22 и, дойдя до задней кромки вершины зуба храповика, скаты40

5 162

Жесткость поджимной пружины 23 ппдобрана таким обраэом, чтобы при нахождении вершины зуба храповика 16 на скругленной радиусом { вершине зуба собачки 19, последняя могла бы отжать храповик 16, чтобы полностью ввести эуб собачки 19 во впадину храповика 16 и обеспечить передачу усилия по полному профилю зубьев.

Для этого радиус ролика выбирается иэ соотношения

HR tcos OL- cus ((X + P )I г(где г — радиус ролика;

Н вЂ” расстояние от центра качания храповика до центра качания собачки; радиус окружности вершин зубьев храповика;

{»„ — угол между прямой, соединяющей центры качания храповика и собачки, и радиусом храповика, проходяшим через вершину зуба храповика н месте контакта его с роликом; угол между радиусом храповика, проходящим через вершину его зуба а месте контакта с ках продольных прорезях с возможностью вращения и касательно к профилю зубьев собачек, при этом радиус роликов выбРан из условия

HR fcusg — cos (ф(+ ф ) 3

+R-H cosy где r — радиус ролика;

Н вЂ” расстояние от центра качания храповика до центра качания собачки;

R — - радиус окружности вершин зубьев храповика; б - угол между прямой, соединяющий центры качания храповивЂ-ка и собачки, и радиусом храповика, проходящим через вершину зуба храповика в месте контакта его с роликом; угол между радиусом храповика, проходящим через вершину его. зуба в месте контакта с роликом, и радиусом храповика, проходящим касательно к боковой поверхности ролика при расположении его центра на первом упомянутом радиусе храповика.

1627762

О. ni

Жг1

1627762

21

Составитель В. Дружнов

Редактор И.Касарда Техред Л.Олийнык Корректор Т. Малец

Заказ 327 ° Тираж 408 Подписное

BHHHGH Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r..Óæãîðîä, ул. Гагарина, 101