Гидромеханическая передача транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к трансмиссиям транспортных средств Цель изобретения - увеличение КПД безразрывной гидромеханической передачи при повышении ее надежности и упрощения конструкции. Гидромеханическая передача состоит из гидротрансформатора 1, содержащего насосное колесо 2 с фрикционной поверхностью 3 муфты блокировки, турбинное колесо 4 с фрикционным элементом 5, свободно установленное на ступице 6 фрикционной полумуфты 7 турбинного вала 8, реактор 9, фрикционную полумуфту 10, установленную на ступице 11 турбинного вала 12 и безразрывной коробке 13 передач, содержащей на входе две зубчатые пары 14 и 15 постоянного зацепления. 1 ил
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
ÄÄSUÄÄ 1632811 A 1 (51)5 В 60 К 17 10
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АBTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
2 В 12
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4612440/11 (22) 02.12.88 (46) 07.03.91. Бюл. № 9 (71) Московский автомобильный завод им. И. А. Лихачева (72) Н. М. Никонов, В. М. Стародубцев, А. М. Сарибан, А. А. М. Перейра и В. И. Соколовский (53) 629.113-585.2 (088.8) (56) Патент Франции № 1518741, кл. В 60 К, 1968. (54) ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к трансмиссиям транспортных средств. Цель изобретения — увеличение КПД безразрывной гидромеханической передачи при повышении ее надежности и упрощения конструкции.
Гидромеханическая передача состоит из гидротрансформатора 1, содержащего насосное колесо 2 с фрикционной поверхностью 3 муфты блокировки, турбинное колесо 4 с фрикционным элементом 5, свободно установленное на ступице 6 фрикционной полумуфты 7 турбинного вала 8, реактор 9, фрикционную полумуфту 10, установленную на ступице 11 турбинного вала 12 и безразрывной коробке 13 передач, содержащей на входе две зубчатые пары 14 и 15 постоянного зацепления. 1 ил.
1632811
30
50
Изобретение относится к транспортной технике, а именно к трансмиссиям транспортных средств, преимущественно автомобилей, тракторов и строительно-дорожных машин.
Цель изобретения — увеличение КПД безразрывной гидромеханической передачи при повышении ее надежности и упрощении конструкции.
На чертеже показана кинематическая схема гидромеханической передачи.
Гидромеханическая передача состоит из комплексного блокируемого гидротрансформатора 1, содержащего насосное колесо 2 с фрикционной поверхностью 3 муфты блокировки, турбинное колесо 4 с фрикционным элементом 5, свободно установленное на ступице 6 фрикционной полумуфты 7 турбинного вала 8, реактор 9, фрикционную полумуфту 10, установленную на ступице 11 турбинного вала 12 и безразрывной коробке 13 передач, содержащей на входе две зубчатые пары 14 и 15 постоянного зацепления, связанные соответственно с турбинными валами 8 и 12.
Гидромеханическая передача осуществляется следующим образом.
При работе двигателя на холостом ходу давление подпитки подается в полость
16 между ступицей насосного колеса и валом реактора, а слив осуществляется через полость 17 между валом реактора 9 и турбинным валом 8. При этом все фрикционные муфты разомкнуты и турбина 4 свободно вращается на ступице 6, не передавая крутящего момента на вход коробки
13 передач. Трогание автомобиля с места осуществляется путем включения передачи на промежуточном валу 18, связанном с парой 15 и подачей рабочей жидкости под давлением, равным давлению подпитки через отверстие 19 в турбинном валу 1 2 в полость 20 между полумуфтой 10 и корпусом 21 гидротрансформатора. Под действием подаваемого давления фрикционная полумуфта 10 перемешается на направляющих 22 по ступице 11 турбинного вала 12 до соприкосновения фрикционной поверхности полумуфты 1О с фрикционным элементом 5 турбинного колеса 4, происходит их сжатие и обеспечивается передача крутящего момента от турбинного колеса 4 к турбинному валу 12 и паре 15 постоянногп зацепления коробки 13. В полости 23 межлу фрикционными полумуфтами 7 и 10 при этом устанавливается давление слива пз гпдротрансформатора.
Таким образом обеспечиваются трогание автомобиля с места и движение с разблокированным гидротрансформатором. Для обеспечения блокировки снижается давление подпитки в полости !6 при сохранении давления в полости 20. Фрикционная полумуфта 10 перемешается совместно с турбинным колесом 4 до сжатия фрикционного элемен25
55 та 5 турбины 4 с фрикционной поверхностью 3 муфты блокировки насосного колеса 2.
Переключение ступеней производится включением передачи на промежуточном валу 24, связанном парой 14 с турбинным валом 8, увеличением подпитки гидротрансформатора до нормальной величины (если перед этим была произведена блокировка), подачей давления подпитки в полость 23 через канал 25 между турбинными валами
8 и 12 и соединением полости 20 со сливом через клапан предельного давления, обеспечивающий давление, равное давлению слива из гидротрансформатора.
Упругие элементы 26 и давление в полости 23 отсоединяют фрикционную полумуфту 10 от фрикционного элемента 5 турбины 4, которая возвращается в исходное положение, отжимаясь от фрикционной поверхности 3 муфты блокировки давлением подпитки. Вместе с тем давление в полости 23 перемещает фрикционную полумуфту
7 на направляющих 27 по ступице 6 турбинного вала 8 до ее сжатия с фрикционным элементом 5 турбины 4. Последующая блокировка осуществляется снижением давления подпитки гидротрансформатора и т. д.
Таким образом осуществляются трогание автомобиля с места, разгон с разблокированным гидротрансформатором, движение с заблокированным гидротрансформатором и безразрывное переключение ступеней в коробке передач.
Формула изобретения
Гидромеханическая передача транспортного средства, содержащая комплексный гидротрансформатор, состоящий из насосного, турбинного и реакторного колес и соединенный с источником подпитки и слива, и два расположенных перед гидротрансформатором сцепления с управляющими полостями, две связи турбинного колеса поочередно с двумя входными валами безразрывной коробки передач, переключаемой зубчатыми муфтами, отличающаяся тем, что, с целью увеличения КПД безразрывной гидромеханической передачи при повышении ее надежности и упрощении конструкции, входные валы коробки передач снабжены жестко сидящими на них ступицами и фрикционными полумуфтами, расположенными на ступицах с возможностью осевого перемещения, насосное колесо снабжено фрикционной поверхностью, а турбинное колесо установлено с возможностью осевого перемещения и снабжено фрикционным элементом с рабочими поверхностями для взаимодействия с фрикционной поверхностью насосного колеса и фрикционными полумуфтами, при этом управляющие полости сцеплений связаны с источником подпитки и слива.