Шатун двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению -и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Цел изобретения - повышение надежности . К стержню 1 шатуна посредством болтов (Б) 3 и гаек (Г) 4 присоединена кривошипная головка 2. Г 4 снабжены лысками, контактирующими с поверхностью стержня 1. Отношение площади опорной поверхности головки Б 3 к площади сечения стержня Б 3 составляет не менее 1,5(5, где GT - предел текучести материала Б 3 в ГПа. Использование неподвижных Г 4 позволяет применять В 3 увеличенного диаметра, что при сохранения рекомендованных значений напряжений в его стержне обеспечивает увеличение усилия затяжки и, следовательно повышенное силовое замыкание стыков. Это обеспечивает надежность шатуна и его подшипника. 2 ил. г
х
Р1)У Г 1б С 7/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИ П. Т
ИВ П%
f954. NHY СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ (21) 4655474/27 (22) 27.02.89 (46) 15 05 ° 91. Бюн. II 18 (71) Производственное объединение
"Коломенский завод" (72) E.À.Иикитин, Л,Д.Котельников и А.h.mðèîëâeâ (53) 621.827. 1(088.8) (56), Никитин Е.А. и др. Тепловозные дизели тина Д 49. И.: Транспорт, 1982 с. 30. (54) ИАТУН ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО
СГОРАНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания.
Цель изобретения - повышение надеж, SU„„1649148 А1
2 ности. К стержню 1 шатуна посредством болтов (Б) 3 и гаек (Г) 4 нрисоединена кривовипная головка 2. Г 4 снабжены лысками, контактирующими с поверхностью стержня 1. Отношение площади опорной поверхности головки
Б 3 к площади сечения стержня Б Э составляет не менее 1,56 где (т предел текучести материала Б 3 в
ГПа. Использование неподвижных Г 4 позволяет применять Б 3 увеличенного диаметра, что при сохранении рекомен" дованных значений напряжений в его стержне обеспечивает увеличение усилия затяжки и, следовательно, повышенное силовое замыкание стыко». Это обеспечивает надежность шатуна и его подшипника. 2 ил.
1649148
Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, и может быть использовано в конструкциях двигателей внутреннего сгорания.
Цель изобретения — повышение надежности.
На фиг. 1 схематично изображен шатун; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1.
Шатун двигателя. внутреннего сго=
paws состоит из стержня 1 главного шатуна, крышки 2, соединенной со стержнем 1 при помощи болтов 3 и гаек 4.
Гайки 4 расположены в нишах 5 стержня 1 главного шатуна и снабжены лысками-б.
Сборку шатуна осуществляют следу-. ющим образом.
Гайки 4 устанавливаются торцами на опорные поверхности в ниши 5 стержня 1 шатуна. Болты 3, снабженные головками под ключ, вворачиваются в неподвижно установленные гайки 4, которые лысками 6 контактируют с боковой поверхностью ниши 5, обеспечивая тем самым их неподвижность. Затяжка болтов осуществляется регламен" тировано.
Соотношение диаметров опорной поверхности головки болта и стержня болта назначают из условий гарантированного замыкания разъемов нижней головки шатуна.
Исходя из общемашиностроительных норм, напряжение в стержне болта от затяжки должны составлять 0,6Q . С другой стороны, зкспериментальйо установлено, что для обеспечения монтажа болтового соединения беэ задиров на @ опорных поверхностях, уровень удельных давлений на трущихся опорных поверхностях под головки болтов не должны превышать 0,4 ГПа. Таким обраРз 0 66„ t эом — (0,4 ГПа или — — — 6
Роп Рс (0 4 ГПа, Откуда --- 1, 5G, Г оп
Fg т где à — площадь опорной f!QBBpxsoc TH под головку болта;
Fp — площадь сечения болта;
P, — усилие затяжки болтов;
5 „ — предел текучести материала болта.
Таким образом, применение в предлагаемой конструкции неподвижных гаек позволяет использовать крепежные элементы большего диаметра при сохранении рекомендованных значениях напряжений в стержне болта. Это позволяет увеличить усилие затяжки н, следовательно, обеспечить повышенное силовое замыкание стыков нижней головки шатуна с его стержнем, что обесгечивает длительную надежную работу шатуна и его подшипника.
Формула изобретения
Шатун двигателя внутреннего сгорания, содержащий стержень с разъем- ной кривошипной головкой, крышка подшипника которой соединена со стержнем шатуна при помощи крепежных элементов в виде болтов и гаек с цилиндрическои бокОвои поверхностью О л и ч а ю шийся тем, что, целью повышения надежности путем увеличения усилия затяжки крышки за счет использования крепежных элементов большего диаметра и фиксации гаек относительно стержня шатуна, боковая поверхность гаек снабжена лысками, контактирующими с поверхностью шатуна, а отношение площади опорной поверхности головки болта к площади сечения его стержня составляет не менее 1,5G где G - предел текучесбол- а 1649148
Составитель В.Терехов
Техред Л,Сердюкова Корректор И,Эрдейи
Редактор И.Середа
Заказ 1507 Тираж 425 Подписное
ВНИКЛИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101