Транспортное средство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: относится к транспортному машиностроению и касается тракторных и автомобильных поездов, Сущность изобретения: транспортное средство содержит тягач 1 и полуприцеп 3, связанные посредством седельно-сцепного устройства Седельно-сцепное устройство выполнено в виде двух грузонесущих вильчатообразных рычагов 4, 5, которые в верхней части шзрнирно связаны с седлом 6. В нижней части концы рычагов 4 и 5 шарнирно связаны с подвижными дополнительными осями 10. Упругие элементы 8 и 22 установлены между рычагами в верхней части и между осями 10 и стенками - в нижней части. Допо лнительные оси 10 соединены между собой посредством амортизатора. 2 з.п ф-лы, 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (Я)5 В 62 О

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21)-4846783/11 (22) 03.07,90 (46) 30.07.92. Бюл. N 28 (71) Головное конструкторское бюро по тракторным и автомобильным прицейам (72) А,M. Федотов, Н.Н, Новожилов, Е,H. Заботкин, Н.А. Михайличенко и А.В. Загородников (56) Авторское свидетельство СССР

N. 1197914, кл. В 62 D 53/08, 1983, (54) ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО (57) Использование; относится к транспортному машиностроению и касается тракторных и автомобильных поездов, Сущность

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может найти примекение при эксплуатации тракторных и автомобильных поездов.

Цель изобретения — улучшение эксплуатационных качеств транспортного средства путем автоматического изменения его тягово-сцепных. свойств под действием сил инерции.

На фиг 1 представлена функциональная схема транспортного средства; на фиг.2— общий вид седельно- сцепного устройства; на фиг.3 — то же, вид сбоку.

- -Транспортное средство (фиг.1) содержит тягач 1, седельно-сцепное устройство 2 и полуприцеп 3.

Седельно-сцепное устройство 2 (фиг,2, 3) выполнено в виде двух грузонесущих к вильчатообразных рычагов 4 и 5, шарнирно связанных верхними частями своих оснований с седлом 6 и между собой с возможностью образования посредством обра.ценных друг к

»5U 1751034 А1

2 йзобретения: транспортное средство содержит тягач 1 и полуприцеп 3, связанные посредством седельно-сцепного устройства.

Седельно-сцепное устройство выполнено в виде двух груэонесущих вильчатообразных рычагов 4, 5, которые в верхней части шарнйрно связаны с седлом 6. В нижней части концы рычагов 4 и 5 шарнирно связаны с подвижными дополнительными осями 10, Упругие элементы 8 и 22 установлены между .рычагами в верхней части и между осями 10 и стенками — в нижней части. Дополнительные оси 10 соединены между собой посред. ством амортизатора. 2 з.п,ф-лы, 3 ил, I» другу и размещенных в нижней части их оснований полкообраэных приливов 7 тупого и острого объемного углового сектора с сечением грибообразной формы, В проеме углового сектора между рычагами 4 и 5 на их полкообразных приливах 7 размещен упру. гий элемент 8, выполненный с ответной в (Л сечении поверхностью; -, а

Через посадочные отверстия, выпол- С ненные на вильчатообразных концах каждого иэ рычагов 4 и 5; пропущены и эафиксйрованы шплинтовым соединением

9 оси 10, шарнирно соединенные в своей:. передней части между собой амортизато-,1 ром одностороннего действия 11. Оси 10 а .. содержат по своим концам тела качения 12, Тела качения 12 расположены в пазах

13 направляющих 14, жестко связанных разъемным (болтовым) соединением 15 с лонжеронами 15 рамы тягача 1, Направляющие 14 снабжены встроенными со стороны открытых проемов своих

1751034 пазов 13 парами подвижных элементов17 и18 с сопрягаемыми клиновидными поверхностями углообразного сечения и удерживаемыми в

-заданном положении регулировочными винтами 19, Регулировочные винты 19 одновременно пропущены через отверстия лонжеронов 16 рамы тягача 1, через отверстия полок съемных ограничительных перегородок 20 и упираются в подвижный клиновой элемент 17 у каждого лонжерона 16 рамы тягача 1, Сьемные перегородки 20 опираются в свою очередь на внутренние приливы 21 лонжеронов 16 рамы тягача 1.

Между неразьемными торцовыми стыками пазов 13 направляющих 14 и телами качения 12 одного вильчатообразного рычага 4, а также между торцовыми стенками, образованными встроенными в пазы 13 подви>кными клиновыми элементами18, и телами качения 12 другого вильчатообразного рычага 5 установлены упругие элементы 22 с ответной формой сопрягаемых поверхностей.

Функционирует транспортное средство следующим образом, Находясь в состоянии покоя, сила веса тягача GT и сила веса полуприцепа Gп (фиг,1) вызывают ответные реакции дорожного фона на всех колесах транспортного средства.

У тЯгача: Вт1 — пеРеДний мост; ВТ2 + Rn1 задний ведущий мост. У полуприцепа Rn2 И

Впз — задние мосты. Величина реализуемой сил@ тяг rfo yñëîâèéì сцеплейия такого транспортного средства будет определяться значением нормального давления, приходящегося на ведущий мост тягача, т.е, Рд

= (ЙТ2+ Йп1) pcq ГДЕ фсц КОЭффИцИЕНт сцепления ведущих колес тягача с дорожным фоном.

Сила сопротивления передвижению транспортного средства будет айалотичным образом распределяться йо "всеМ его колесам. PR 1 — передний мост тягача; Рят2+ Рйп1 — ЗаДНИй МОСТ тЯГаЧа; PRn2 И PRnn3 — ЗаДНИЕ мость1 полуприцепа, В момент трогания с места транспортйого средства, его разгойа, а также йрй преодолении местных препятствий сила сопфотйвления передвижению резко возрастает, возрастает и усилие нормального давленйя на ведущий мост тягача до величины ВТ2 + Rnl + 81 СО$ Q

Тем Самым увелйчивае1ся знаЧенйе силыы тяги, реализуемой транспор гйь! м средством по условиям сцепления его ведущих колес с дорожным фоном.

При трогании с места транспортного средства под действием сила тяги, развиваемой двигателем и передаваемой ведущими колесами, тягач преодолевает силу инерции собственного покоя и сопротивление на свое передвижение, Полуприцеп под действием сил инер5 ции собственного покоя и сопротивления на свое передвижение остается в неподвижном состоянии, С началом движения лонжеронов 16 (фиг.2) рамы тягача 1 (движение вперед) под

10 действием силы инерции относительного. покоя грузонесущий вильчатообразный рычаг 5 (рычаг АС фиг.1) с помощью своих тел

12 качения (фиг,2, перемещающихся в пазах

13 направляющих 14, сближается с грузоне15 сущим вильчатообразным рычагом 4. В соответствии с этим осуществляется с>катив амбртизатора 11 и деформация находящегося между рычагами 4 и 5 упругого элемента 8, При этом преобразование тупого

20 углового сектора, порождаемого рычагами 4 и 5, в острый способствует ускоренному подьему шарнира С по траектории С-С (фиг,1), следовательно, и ускоренному подъему седла 6 с полуприцепом 3 (фиг.2),.

25 Это приводит к возникновению дополнительной динамической силы догружения ведущих колес тягача, направленной до касательной к траектории С-С движения шарнира С (фиг.1). Кривизна траектории С30 С несущественна, поэтому реакция почвы на ведущие колеса тягача 1 от воздействия динамической силы догружения на фиг.1 представлена вектором Rj, направленным под определенным углом а к вертикали.

35 Рычаг 4, опираясь своими телами качения 12 в упругие элементы 22, деформирует их, плавно передавая возросшую нагрузку к седлу 6 и полуприцепу 3. Таким образом, тягач 1, запасаясь определенным количест40 вом движения mV, свободно преодолевает возросшее сопротивление на свое трогание с места и в дальнейшем реализовывает энергию своей двигательной установки на подъем полуприцепа, сжатие амортизатора

45 11 (фиг,2), деформацию упругого элемента 8 и мягко приводит в движение полуприцеп 3, располагая в этот момент максимальной силой сцепления своих ведущих колес с дорожным фоном.

50 При дальнейшем перемещении рычага 5 под действием возросших сил упругости элемента 8 и амортизатора 11 и одновременном снижении сопротивления передвижению транспортного средства интенсивность подь55 ема полуприцепа уменьшается, уменьшается и сила догружения ведущих колес тягача, Когда шарнир А (фиг.1), переместившись íà seличину I, займет положение А, то шарнир С, приподнявшись на величину а, достигнет максимальной своей высоты С и остано1751034 вится. B этот моментсиладогружения веду- При завинчивании винтов 19 элементы щих колес тягача 1 будет равна статической 17 воздействуют своей клиновой поверхно(RT2 + Rï.1). стью на ответную поверхность элементов 18

Динамическая сила догружения равна и перемещает их в пазах 13 направляющих нулю. Сопротивление передвижению полу- 5 14. Подви>кнйе элементы 18 через упругие прицепа 3 продолжает снижаться, низка и элементы 22 воздействуют на тела качения необходимость в повышенном сцеплении 12 вильча .ообразного рычага 5и перемещаведущих колес C дорожным фоном. Полу- ют его навстречу рычагу 4. Этим обеспечиприцеп 3 под действием собственной силы вается предварительное нагружение веса, а также сил упругости элемента 8 и 10 упругого элемента 8 и амортизатора 11, что амортизатора 11(фиг,2}, начинает опускать- переводит работу динамической системы ся (происходит частичное разгружение ве- транспортногосредствавболеежесткий редущих колес тягача 1) и рычаг 5 под жим, действием гидравлических сил амортизато- Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я ра 11 мягко вступает в контакт своими тела- 15 1; Транспортное средство, содержащее ми качения 12 с упругими элементами 22, . тягач, соединенный посредством установленПри экстренном торможении транспор- ного на его раме седельно-сцепного устройсттного средства, когда возникает острая не- ва с полуприцепом. от лича ю щ ее с я тем, обходимость в повышенном сцеплении всех что, с целью улучшения эксплуатационных каего колес, динамическое догружение осуще- 20 честв путем автоматического изменения тягоствляется идентичным образом под дейст- во-сцепных свойств под действием сил вием растягивающих поезд тормозных сил инерции, седельно-сцепное устройство тягача полуприцепа 3. выполнено в виде двух грузонесущих вильчаB момент движения задним ходом или тообразных рычагов, шарнирно связанных во время наката, когда также возникает по- 25 верхними частями с поперечно расположенвышенная необходимость в сцепных свой- ной осью. закрепленной на седле, нижними ствах транспортного средства, рычаг 5, частями — споперечноразмещеннымидополопираясь своими телами качения 12 в упру- нительнымиосями.средниечастирычаговсвягие элементы 22, деформируют их, плавно заны между собой посредством амортизатора, передавая возросшую нагрузку к седлу 6 и 30 а на концах установлены подшипники, полуприцепу 3, и уже рычаг 4 аналогичным размещен н ы е в пазах продольных образом становится подвижным, сжимая направляющих, жестко соединенных амортизатор 11 и упругий элемент 8.. посредством разьемных соединений с раГрибообразная в сечении форма упру- мой тягача, между торцевыми стенками нагого элемента 8 улучшает функциональные 35 правляющих и подшипниками расположены характеристики предложенного техниче- упругие элементы с ответной формой сопряского решения. В начальный момент его де- гаемых поверхностей. причем между рычагаформацйи(деформация изгиба-медленное ми в их верхних частях размещен нарастание сил упругости) осуществляется дополнительный упругий элемент с ответной преобразование горизонтальных перемв- формой сопрягаемых с рычагами поверхнощений сцепных масс в вертикально-уско- 40 стей, ренные.

При дальнейшем воздействии на упру- 2. Средство bio п,1 о т л и ч а ю щ е е с я гий элемент 8 (деформация изгиба посте- тем,что каждая направляющая наодномиз пенно переходит в деформацию сжатия) концов снабжена размещенной между Т0ринтенсивно нарастают его силы упругости, 45 цевой стенкой и упругим элементом парой обеспечивая плавность завершения про- подвижных относительно друг друга клиньцесса догружения ведущих колес тягача и ев, один из которых нижней поверхностью плавное начало процесса из разгружения с взаимодействует с регулировочным мехавозвратом системы в исходное состояние, низмом, Настройка транспортного средства на 50 3, Средство по п.2, о т л и ч а ю щ е е c si: заданный режим работы осуществляется тем, что регулировочный механизм выполвращением регулировочных винтов 19, воз- нен в виде винта; установленного на раме действующих на подвижные элементы 17., тягача.

1751034

1751034

Составител ь Г. В, Ганды он

Редактор Ё.Ю,Егорова .. . Техред М;Моргентал Корректор Л,бескид

Заказ 2656 . Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113935, Москва. Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат" Патент",г.Ужгород,уд. Гагарина.101