Главный полюс электрической машины постоянного тока

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: в тяговых двигателях, питающихся от тиристорных преобразователей . Сущность изобретения: главный полюс содержит сердечник 1 с полюсным наконечником 2 из листов с поперечной шихтовкой и катушку возбуждения 7. Между боковыми гранями сердечника 3 и 4 и внутренней поверхностью обмотки возбуждения установлены вставки с продольной шихтовкой из листов электротехнической стали. Изобретение повышает КПД путем уменьшения пульсационных потерь в полюсе . 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУ6ЛИК

151)5 Н 02 К 1/08

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4868535/07 (22) 24.09.90 (46) 30.11.92. Бюл. М 44 (71) Московский институт инженеров железнодорожного, транспорта и Рижский политехнический институт (72) А.с,курбасов, Д.санява, С.В.сорокин, B.ß.Óçàðñ, В,П.Феоктистов и Ю.Ю.Чуверин (56) Авторское свидетельство СССР

N. 1457068, кл. Н 02 К 1/08, 1987.

Авторское свидетел ство СССР г Ь 460595, кл. Н 02 К 1/08, 1973.

Б0 1778868 А1 (54) ГЛАВНЫЙ ПОЛЮС ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ

МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА (57) Использование: в тяговых двигателях, питающихся от тиристорных преобразователей. Сущность изобретения: главный полюс содержит сердечник 1 с полюсным наконечником 2 из листов с поперечной шихтовкой и катушку возбуждения 7, Между боковыми гранями сердечника 3 и 4 и внутремней поверхностью обмотки возбуждения установлены вставки с продольной шихтовкой из листов электротехнической стали. Изобретение повышает КПД путем уменьшения пульсационных потерь в полюсе. 1 ил.

10 быть 8 — 12 мм.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в тя.овых дВигэтелях, питающихся От тиристОрных прЕОбраЗОВЗтвлвй.

Известен главный полюс, содержащий магнитный сердечник из стальных листов с продольной шихтовкой и одетую на него катушку возбуждения, э также полюсные

НЗКОНЕЧНИКИ, ДДНЗКО СООТВ8ТСТВУЮЩИ8 КОНСТРI! КТИВ" ные v. технологические оешения для., (рупных машин не отработаны, поэтому полюса с продольной шихтовкой в тяговых машинах не применяются в основном из-за сло2кноСТИ КРЕПЛЕНИЯ ПОЛЮСНЫХ Hal(OHBWHИКОВ, В качестве прототипа целесообра.=.но принять главный полюс, содержащий снабженный полюсным наконечником стальной сердечник с поперечной О.ихтовкой, на который надета катушка возбуждения, и элементь крепления сердечника f(остову мэшины, Недостаток поототипэ связан с Влиянием вихревых токов при возбуждении машины пульсирую(цим током, что характерно, например, для тяговых машин электровозов, В результате ув8личивзются потери

Bl "ЕРГИИ И С НИХ(ЭЕ i СЯ I(I I Jl машины

Цель преддохгения — повгчшение ) .ПД пчгем снижения пульсзционных потеп, J

;2та цель достигается ":-à ;счет того, что между боковыми гранями серде IHIfH(B и

Внутренней повер>(ностью катушки Возг!ч2кдения с обеих C:(IðîHI полюса установлень.

Встэвс> с продольной шихтовкОЙ, набранные из прямоугольных листов эле .(тротехHRЧ8С (Ой CTBJ1!J1, ПРИ !8!ii) Bb!COTB KB KPOI O

ЛИСТЭ РЗВНЗ ВЫСОТ8 СВРДВЧНИКЗ ОТ ПОЛЮСНОго наконечника до остова, э ширина лиг:тэ-длине сердечника вдоль оси машины.

Существенными Отличиями являю;ся: наличие Вставок с продольной шихтоьч(ой между боковыми гранями сердечника и f(3тушкой: Вставки нэорэны viB прямоугольнb!2( листов стали; высота каждого листа равна

Высо(8 сердечника, а ширина — длине с8рдечника вдоль GcYi машины.

Предложенный главный полюс содержй, сердечнР1 1 с Ролю((-,ым наконечниi(ом

2. набранный из листoB стали с поперечной шихтовкои Пп боковь м гоэняр13 и 4 (ерле,... ника 1 уложены вставки 5 и 6 I«" Высококачественной стали (например марки 3810) с продольной шихтовкой. На сердечник 1 вместе со Вставками 5 и 6 одет= катушка 7.

Пол ос закреплен нз остове 8 машинь обычным образом —;îùüþ закладно о сгержня 9 и завинченных В него снаружи Винтов, оси ко.орых совпадают ".. пласкг стью:NMметрии 10 полю- э.

Технология монтажа полюса при этом остается практически без изменений. Сначала собирают сердечник 1, скрепляя листы шихтовки продольными заклепками. 8 сердечник закладывают стержень 9. Одновременно собирают из прямоугольных листов качественной стали продольные вставки 5 и

6, скрепляя листы в каждой из них заклепками. Вставки 5 и 6 ставят на тыльную сторону полюсного наконечника 2 вплотную к граням 3 и 4, а затем одевают катушку 7 на сердечник со вставками.

При небольшой толщине Ь вставок 3 и 4 их можно не склепывать в пакет, а набивать пространство между каждой гранью 3 и 4 и внутренней стороной катушки 7 листами качественной стали, Для Высокочастотных пульсаций (400 — 600 Гц) достаточно несколько листов общей толщиной 1,5 — 2,5 мм; для частот 100-200 Гц толщина вставки должна

После сборки полюса его с помощью винтов в плоскости 10 закрепляют на остове

8. После этого устанавливают в остове якорь

11.

Предложенный полюс работает следующим образом.

При протекании тока по катушке 7 возникает магнитный поток, который замыкается через остов 8, частично через сердечник

1 и части-(но через вставки 5 и 6, далее через воздушнь:й зазор д и через сердечник якоря 11. При питании катушки 7 пульсирующим током, т,е. при работе двигателя от тиристорного преобразователя, появляется пульсирующая составляющая магнитного потока, которая концентрируется в наружных слоях сердечника полюса — во вставках

5 и 6. При этом глубина проникновения электромагнитной волны в сердечник равна двойной длине волны. Поэтому протекание гульсирующей составляющей потока в теле вставок 5 и 6 изготовленных из качественной стали, не сопровождается потерями, Технико-экономическая эффективность определяется снижением потерь на вихревые токи в условиях пульсирующего напряжения питания машины, причем это достигается без существенного удорожания машины и без усложнения ее конструктивНОГО ИСГ ОЛНВНИЯ, Формула изобретения

Главный полюс электрической машины постоянного тока, содержащий снабженный полюсным наконечником стальной сердечник с поперечной шихтовкой, нз который надета катушка возбуждения, и элементы крепления сердечника к остову машины, о тл и ч а ю шийся тем, что. с целью повышения КПД путем снижения пульсационных

1778868

Составитель В.Феоктистов

Техред М. Моргентал Корректор М.Петрова

Редактор

Заказ 4199 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101 потерь, между боковыми гранями сердечника и внутренней поверхностью катушки возбуждения с обеих сторон полюса установлены вставки с продольной шихтовкой, набранные иэ прямоугольных листов электротехнической стали, причем высота каждого листа равна высоте сердечника от полюсного наконечника до остова, а ширина листа — длине сердечника вдоль оси ма5 шины,