Устройство для контроля состояния изолирующих стыков

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: в железнодорожной автоматике , а именно в устройствах, контролирующих состояние изолирующих стыков. Сущность изобретения: между полостным фильтром 13 и путевым реле через тиристор 29, параллельно которому включен диод 28, и через одну обмотку разделительного трансформатора 16 включено путевое реле 15, а вторая обмотка разделительного трансформатора 16 подключена к источнику 17 питания смежной рельсовой цепи. 2 з.п. ф-лы; 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)ю В 61 L 23/16

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4627449/11 (22) 27.12.88 (46) 07,01.93. Бюл, М 1 (71) Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта им. С.M.Кирова .(72) М.С.Подгайченко, В.Я,Боденчук, Н.Д.Чаговец, В.Ф.Крайнов, В.M,Ñîêoëîâ, В.П.Мороз, Е.А.Луковнева и А.С,Капуста (56) Авторское свидетельство СССР

1ч 1586945, кл. В 61 1 23/16, 1987, (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ИЗОЛИРУЮЩИХ СТЫКОВ

„„ Ы,, 1785936.А1 (57) Использование: в железнодорожной автоматике, а именно в устройствах, контролирующих состояние изолирующих стыков, Сущность изобретения: между полостным фильтром 13 и путевым реле через тиристор

29, параллельно которому включен диод 28, и через одну обмотку разделительного трансформатора 16 включено путевое реле

15, а вторая обмотка разделительного трансформатора 16 подключена к источнику

17 питания смежной рельсовой цепи. 2 з,п. ф-лы; 1 ил.

1785936

Изобретение относится к железйодорожной автоматике; в частности к устройствам, контролирующим состояние изолирующих стыков а числовой кодовой автоблокировке.

Известно устройство контроля состояния изолирующих стыков, содержащее фазочувствительный приемник — реле ДСШ, защитный блок, источники питания путевого и местного элементов, размещенные на релейном конце рельсовой цепи, фазорегулирующий блок, причем, путевые элементы фазочувствительного приемника смежных .рельсовых цепей включены по разные стороны, изолирующих стыков и настроены йа раэличйые мгновенные значения путевого напряжения, а источники путевого напряжения этих рельсовых цепей в противофазе подключены к йитающим концам.

Недостатками известного устройства являются следующие. Устройство требует периодического контроля правильности чередования мгновенных полярностей напря >кения а смежных рельсовых цепях и может . давать при сходе изолирующих стыков на релейном конце ложную информацию о свободности путевых участков в связи с автономной регулировкой смежных рельсовых цепей, Мепрерывный режим витания не исключает ложное возбуждение путевого реле .от постороннего источника, а применение импульсного (кодового) режима для непреpblBHoIo контроля наличия помех из-за большой инерционности путевого йриемни. ка технически неосуществимо. Замена фа. зочуастаительного приемника с реле ДСШ на быстродействующий фазочуастаительный приемник с использованием полупроводниковых элементов также невозможна.

Так, при большом допустимом:угле расстройки при сходе стыков, как указано s описании аналога, возможно ложное возбуждение путевого прйемника в результате йеполной компенсации мгновенных значений напряжений в смежных рельсовых це,." пях за счет неоднородности и различных параметроа рельсовых линий, а при малом

,.: из-за невозможности устойчивой настройки рельсовой цепи в связи с большим изменекием фазы путевого напряжения при коле --.,: баниях сопротивления изоляции рельсовой линии, Сход изолирующих стыков на питаю- щих концах не контролируется и при определенных фазовых соотношениях в смежных рельсовых цепях в прототипе может приводить к ложному возбуждению путевых реле смежных рельсовых цепей, что требует дополнительных средств контроля.

Переход с непрерывного режима питания рельсовой цепи на кодовый а системах автоблокировки, как правило, не контролируется и при невыполнении машинистом инструктивных указаний может приводить к опасным ситуациям. Контрольный орган ус5 тройства контроля схода стыков — путевое реле — может ложно возбуждаться от толчков тягового тока.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является устройство

10 контроля состояния изолирующих стыков, содержащее фазорегулирующие блоки, фазочувствительный приемник, состоящий из блока контроля фазы и импульсного. реле, полосовой фильтр, разделительный транс15 форматор, согласовывающие элементы, через которые оно подключается к смежным рельсовым цепям; понижающие трансформаторы для подключения источников питания к различным фазам высоковольтной

20 линии..

Недостатком известного устройства является.то, что при изготовлении блока конт- роля фазы необходимо относительно точное симметрироаание параметров тиристоров и

25 диодов, включенных в различные обмотки трансформатора местного напряжения. Неточность симметрирования за счет технологического допуска резко уменьшает коэффициент возврата фазочувствител ьмо30 го приемника, т.е. снижает его пороговые свойства. Симметрирование вызывает бол ьшие потери времени на подбор элементов с: одинаковыми характеристиками и требует для выпуска партии изделий заказа тиристо35 ров и диодов с неопределенным запасом . этих элементов, поскольку разброс их пара- . метров заранее неизвестен. Указанный недостаток снижает производительность труда, создает неопределенность в матери-..

40 ально-техническом снабжении, а также приводит к дополнительным потерям за счет лишних неиспользуемых тиристоров, Необходимость симметрирования. элементов блока контроля фазы создает затруднения в

45 эксплуатации прй ремонте аппаратуры.

Цель изобретения — повышение наде>кности, Цель достигается тем, что а устройстве, содержащем связанный с одним и другим

50 выводами связанного третьим и четвертым выводами с рельсовой линией по одну сторОну от изолирующих стыков фильтром фазоконтрольный блок, имеющий трансформатор, одна из обмоток которого

55 соединена с источником питания, связанным с рельсовой линией по другую сторону от изолирующих стыков, тиристор, между уп равл я ющим электродом и катодом которого подключен соответственно катодом и анодом диод, а тиристор анодом соединен с

1785936

10

20

40

50 одним выводом второй обмотки трансформатора, катодом — с одним выводом обмотки импульсного путевого реле, первый и второй выводы регулирующего элемента соединены с первым и вторым выводами фильтра, третий вывод соединен с управляющим электродом тиристора фазоконтрольного блока, а четвертый — с первым выводом обмотки импульсного путевого реле, другой вывод обмотки которого соединен с другим выводом другой обмотки трансформатора, регулирующий элемент выполнен или в виде трансформатора, одна из обмоток которого выполнена секционированной и выводами ее образованы третий и четвертый выводы регулирующего элемейта, а выводами другой обмотки образованы первый и второй его выводы, или в виде регулируемого резистора. выводами которого образованы первый и третий выводы регулирующего элемента, а между вторым и третьим его выводами включена перемычка.

На фиг. 1 приведена принципиальная схема устройства контроля состояния изолирующих стыков; на фиг. 2-схема регулирующего элемента с использованием переменного резистора; на фиг. 3 — то же, с использованием трансформатора, Устройство контроля состояния изоли-. рующих стыков содержит фаэорегулирующий блок 1, подключенный через понижающий трансформатор 2 к трехфазной цепи 3 переменного тока и непосредственно к источнику 4 питания, который через элементы согласования (сопротивление 5, контакт 6 трансмиттерного реле, изолирующий трансформатор 7) и дроссель-трансформатор 8 подключен к одному концу рельсовой линии 9, к другому концу которой через дроссель-трансформатор 10, изолирующий трансформатор 11, защитный блок

12, полосовой фильтр 13 подключен фазочувствительный приемник, содержащий блок 14 контроля фазы и импульсное путевое реле 15. Разделительный трансформатор 16 подключен к источнику 17 питания смежной рельсовой цепи. Также показана аппаратура смежной рельсовой цепи: фазорегулирующий блок 18, пони>кающий трансформатор 19, сопротивление 20, контакт 21 трансмиттерного реле, изолирующий трансформатор 22, изолирующие стыки 23 и 24, 25 и 26, а также дроссель-транформатор 27.

Блок 14 контроля фазы содержит диод 28, тиристор 29 и регулирующий элемент 30, 5 резистор 31. Регулирующйй элемент 30 выполнен с резистором 32 (фиг, 2) или с трансформатором 33 (фиг. 3).

Питание рельсовой цепи осуществляется от трехфазной цепи 3 через трансформатор 2. Фазорегулирующий блок 1 осуществляет непрерывный контроль фазовых соотношений в данной и смежной рельсовых цепях. Питание непосредственно рельсовой цепи осуществляется от источника 4 (преобразователя ПЧ-50/25), который через эле- . менты.5; 6, 7 и 8 подключен к рельсовой линии 9. На другом конце рельсовой линии

9 сигнал через элементы 10, 11, 12 и 13 поступает на путевой вход блока 14, на местный вход которого через трансформатор

16 поступает сигнал от источника 17 смежной рельсовой цепи. Источник 17 фазируется отйосительно источника 4 блоком 18. В случае вступления на рельсовую линию по-. движной единицы сигнал на реле 15 не поступает и оно обесточивается. Блок 14 в моменты наличия импульсов источника 4 контролирует фазовые соотношения сигналов на его входах. Если сигналы на входах находятся в противофазе, т.е. стыки 23 и 24 пробиты, тиристоры 29 блока 14 не открываются и реле 15 обесточено. При исправных стыках 23 и 24 сигналы на входах блока 14 поступают синфазно или с опережением фазы сигнала с рельсовой линии 9 и тиристор

29 открывается, Через реле 15 течет одно- полупериодно выпрямленный ток.

Для исключения вибрации якоря им-: пульсного реле 15 параллельно его обмотке включен резистор 31.

Регулирующий элемент 30 используется для регулировки (обеспечения) постоянной величины чувствительности фазочувствительного приемника при разбросе параметров тиристора 29. В зависимости от возможностей завода-изготовителя в качестве регулирующего элемента используется переменный резистор 30 (фиг. 2) или трансформатор с секционированной обмоткой (фиг. 3). Диод

28 предохраняет управляющий переход тиристора от воздействия отрицательных полупериодов тока

Включение понижающих транформаторов смежных рельсовых цепей необходимо для того, чтобы тиристоры при оптимальных фазовых соотношениях открывались мгновенным напряжением, близким к амплитудному

Формула изобретения

1. Устройство для койтроля состояния изолирующих стыков; содержащее связанный с одним и другим выводами связанного третьим и четвертым выводами с рельсовой линией по одну сторону от изолирующих . стыков фильтром фазоконтрольный блок, имеющий трансформатор, одна из обмоток которого соединена с источником питания, связанным с рельсовой линией по другую

1785936

Составитель А;Капуста

Техред М.Моргентал

Редактор

Корректор А.Козориз

Заказ 220. Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101 сторону от изолирующих стыков, тиристор, между управляющим электродом и катодом которого подключен соответственно катодом и анодом диод, а тиристор анодом соединен с одним выводом второй обмотки трансформатора, а катодом — с одним выводом обмотки импульсного путевого ре-. ле, о т ли ч а ю щ е е с я тем, что, с целью; повышения надежности, оно снабжено регулирующим элементом, первый и второй выводы которого соединены с первым и вторым выводами фильтра, третий вывод соединен с управляющим электродом тиристора фазоконтрольного блока, а четвертый — с первым выводом обмотки импульсного путевого реле, другой вывод обмотки которого соединен с другим выводом другой обмотки трансформатора.

2. Устройство по п.1, отл и ч а ю ще ес я тем, что регулирующий элемент выпол5 нен в виде трансформатора, одна из обмоток которого выполнена секционированной и выводами ее образованы третий и четвертый выводы регулирующего элемента, а выводами другой обмотки образованы первый

10 и второй его выводы.

3. Устройство по и. 1. о т л и ч а ю щ е ес я тем, что регулирующий элемент выполнен в виде регулируемого резистора, выводами которого образованы первый и третий

15 выводы регулирующего элемента, а между вторым и третьим его выводами включена перемычка, .