Система управления включением зубчатых муфт гидромеханической коробки передач
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам управления гидромеханическими передачами. Целью изобретения является повышение надежности системы в работе. Гидрораспределитель взаимодействует с электромагнитом 16. силовая обмотка которого связана с источником питания через тиристор 17, управляющий вывод которого связан с выходом несимметрического мультивибратора , во время задающей цепи которого установлено переменное сопротивление, связанное с педалью управления скорости режимом двигателя, а в одной из параллельных ветвей этой же цепи, формирующий длительностью одного из полупериодов импульса, установлено термосопротивление , активная часть которого контактирует с рабочей жидкостью. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННОЕ. ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) э- ояИНЦ
flA l tg H i
t I
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4845514/11 (22) 29.06.90 (46) 23.06.93. Бюл. М 23 (71) Могилевский городской центр научнотехнического творчества молодежи "Импульс" (72) В.П,Тарасик, Г.Л.Антипенко, С,К.Крутолевич и С,А.Рынкевич (56) Авторское свидетельство СССР
М 1603433, кл. F 16 Н 47/06, 1987. (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВКЛЮЧЕНИЕМ ЗУБЧАТЫХ МУФТ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к система . управления гидромеханическими Ы 1822824 А1 (я>5 В 60 К 41/06, F 16 Н 47/06 передачами. Целью изобретения является повышение надежности системы в работе.
Гидрораспределитель взаимодействует с электромагнитом 16, силовая обмотка которого связана с источником питания через тиристор 17, управляющий вывод которого связан с выходом несимметрического мультивибратора, во время задающей цепи которого установлено переменное сопротивление, связанное с педалью управления скорости режимом двигателя, а в одной из параллельных ветвей этой же цепи, формирующий длительностью одного из полупериодов импульса, установлено термосопротивление, активная часть которого контактирует с рабочей жидкостью. 2 ил.
1822824
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам управления гидромеханическими передачами, Целью изобретения является повышение надежности работы в широком интервале изменения угловой скорости входного вала гидромеханической коробки передач и температуры рабочей жидкости.
На фиг.1 изображена схема системы управления: на фиг.2 — сигнал управления, формируемый несимметричным мультивибратором.
На схеме (фиг.i) изображены двигатель
1 с педалью управления подачей топлива 2, выходной вал которого связан с насосным валом 3 гидротрансформатора 4. С турбинным валом 5 гидротрансформатора связан тормоз 6 и ведущие части зубчатых муфт переднего хода 7, реверса 8 и первой передачи 9, Последующие передачи переключаются фрикционными муфтами 10 и 11.
Тормоз 6 гидролинией 12 связан с подпружиненным золотником 13, сообщающим гидролинию 12 с источником давления 14 или со сливом 15. Торец золотника 13 взаимодействует с сердечником электромагнита
-16, обмотка которого связана с источником питания через тиристор 17 и кнопку 18. При этом управляющий вывод тиристора связан с выходом несимметричного мультивибратора 19.
Несимметричный мультивибратор 19, выполненный, например, на операционном усилителе, генерирует импульсы напряжения прямоугольной формы, подаваемые через согласующий резистор на управляющий вывод тиристора, выполняющего роль бесконтактного коммутатора в силовой цепи электромагнита с напряжением питания Оп1 значительно большим, чем напряжение питания электрической схемы 0,2. Автоколебательный режим работы мультивибратора создается благодаря подключению к инвертирующему входу операционного усилителя времязадающей цепи из конденсатора С, I ° резисторов R, R u R . Несимметричному режиму работы отвечают неодинаковые постоянные времени времязадающих цепей мультивибратора по полупериодам. Это достигается включением двух параллельных ветвей, состоящих из резисторов R u R и диодов D1и D2. Диод Di открыт при положительной полярности выходного напряжения, а диод 02 — при отрицательной. В первом случае t1 - C(R+R), во втором t 2-C(R+R ). Длительности фаэ импульса определяются ti tin(1+2RiR2)д2= t iln(1> 2R, R2)
1 1 а частота f = = — — . (cM.ôèã.2), Т t1+ t2
Для включения зубчатой муфты, например муфты реверса 8, кнопкой 18 подается напряжение на тиристор 17. Импульсы напряжения управления, поступая на управляющий вывод тиристора, периодически открывают и закрывают его, пропуская ра10 бочее напряжение на обмотку электромагнита 16. Воздействуя на золотник 13, гидролиния 12 периодически соединяется с источником давления 14 и со сливом .15, посылая в тормоз 6 импульсы давления с
15 частотой, формируемой мультивибратором.
Поскольку в исходном состоянии в коробке передач установлена нейтраль (зубчатая муфта 9 первой передачи перемещается вверх), то до включения кнопки 18 турбинный вал 5 вращается в угловой скоростью, близкой к угловой скорости входного вала 3.
После подачи в исполнительный гидроцилиндр тормоза 6 импульсов давления происходит периодическое затормаживание
25 турбинного вала 5 и связанные с ним ведущие зубчатые полумуфты 7 — 9 начинают дискретный поворот относительно неподвижных, облегчая таким образом процесс их включения.
Для того, чтобы частота импульсов давления изменялась при изменении скоростного режима двигателя, резистор выполняют переменным, а ось его, или движок, связывают с педалью управления пода35 чей топлива, положение которой определяет скоростной режим работы двигателя. А для уменьшения продолжительности фазы выдержки давления управления при низких температурах в одной из парал40 лельных ветвей в качестве резистора R устанавливают термосопротивление, активная часть которого омывается рабочей жидкостью. При низких температурах сопротивления R уменьшается, соответствен45 но уменьшается и время t1 (см.фиг.2), управляющее длительностью включения электромагнита, при котором гидроцилиндр тормоза 6 сообщается в напорной гидролинией 14, Таким образом, предлагаемая система управления позволяет осуществлять качественное включение зубчатых муфт при изменениях режима работы двигателя и корректировать процесс управления при изменении температуры окружающего воздуха.
Кроме того, такая система управления хорошо согласуется с современными системами автоматического переключения пере1В22824
Фиг.2
Составитель С.Крутолевич
Техред M,Ìîðãåíòàë Корректор Н.Ревская
Редактор
Заказ 2171 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 дач гидромеханических трансмиссий. Это позволяет полностью автоматизировать процесс управления гидромеханической трансмиссией на основе современных средств электронной техники. 5
Формула изобретения
Система управления включением зубчатых муфт гидромеханической коробки передач, имеющей тормоз турбинного вала "0 гидротрансформатора, с которым кинематически связаны ведущие части зубчатых муфт коробки передач, исполнительный гидроцилиндр тормоза, связанный с источником давления и сливом посредством гид- 15 рораспределителя, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности в работе, она снабжена электромагнитом, связанным с управляющей полостью гидрораспределителя, при этом электроцепь электромагнита включает в себя источник питания, с которым силовая обмотка электромагнита связана через тиристор, управляющий вывод которого связан с выходом несимметричного мультивибратора, во времязадающей цепи которого установлено переменное сопротивление, связанное с педалью управления скоростным режимом двигателя, а в одной из параллельных ветвей этой же цепи, формирующей длительность-.одного из полупериодов импульса, установлено термосопротивление, активная часть которого контактируется рабочей жидкостью.