Привод башмака магнитно-рельсового тормоза транспортного средства
Реферат
Изобретение относится к тормозам с тормозными элементами, взаимодействующими с рельсами, используемым на скоростных транспортных средствах. Привод башмака содержит прикрепленные к раме тележки и соединенные с тормозной магистралью пневмоцилиндры с подпружиненными штоками, несущими тормозной башмак. Башмак установлен с возможностью перемещения по вертикальным кронштейнам рамы и блокирования в нерабочем положении посредством узла фиксации, связанного с одним из упомянутых пневмоцилиндров. При этом узел фиксации выполнен в виде шарнирно установленных на раме блок-цилиндра и запирающей упомянутый башмак посредством пружины скобы. Привод скобы для ее отпирания осуществляется от блок-цилиндра, через который упомянутый пневмоцилиндр включен в тормозную магистраль. Достигаемый технический результат состоит в повышении надежности фиксации тормозного башмака в нерабочем положении. 1 з. п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к области рельсового транспорта, а именно к магнитно-рельсовым тормозам (МРТ), и предназначено для использования на скоростных пассажирских вагонах, карьерных и шахтных электровозах.
Известно устройство привода башмака магнитно-рельсового тормоза, содержащее пневматический цилиндр с пружиной (Л.В.Балон. Электромагнитные рельсовые тормоза, М.:Транспорт, 1979 г., с. 103). Башмак МРТ через цилиндрические шарнирные соединения крепится на двух регулировочных муфтах, каждая из которых через промежуточный рычаг связана со штоком пневмоцилиндра. При поступлении из тормозной магистрали в пневмоцилиндр сжатого воздуха шток последнего перемещается и башмак МРТ опускается на рельс. В исходное нерабочее состояние шток пневмоцилиндра возвращается под воздействием пружины на поршень пневмоцилиндра при сбросе давления в тормозной магистрали. Основным недостатком данного привода является отсутствие страховки от падения башмака из поездного нерабочего (верхнего) положения на рельс при обрыве любого механического звена от башмака до штока пневмоцилиндра. Кроме того, этот привод приемлем для определенной конструкции тележки транспортного средства. Наиболее близким по технической сущности к заявляемому является привод, содержащий два пневмоцилиндра на каждый башмак (М.Д.Фокин, О.В. Бесценная. Магнитно-рельсовые тормоза электроподвижного состава. Электрическая и тепловозная тяга, N 6, 1977, с. 37-38). Цилиндры крепятся к раме тележки с помощью шарниров. При поступлении воздуха из тормозной магистрали в пневмоцилиндры башмак МРТ опускается на рельс и в исходное положение возвращается пружинами, расположенными внутри пневмоцилиндра. В нерабочем поездном положении шток пневмоцилиндра закрепляется фиксаторами, расположенными внутри пневмоцилиндра. Фиксатор внутри пневмоцилиндра представляет набор сухариков, которые по внешней окружности стянуты пружиной, а по внутренней окружности заходят в углубление штока. Угол этого углубления выбран таким, что сухарики легко раздвигаются при движении штока под действием сжатого воздуха и в то же время препятствуют перемещению его при отсутствии сжатого воздуха в пневмоцилиндрах. Достоинством данного технического решения является простота, но при этом не исключается падение башмака МРТ на рельс при обрыве крепления пневмоцилиндра к тележке, обрыве серьги штока пневмоцилиндра, обрыве в узле крепления пневмоцилиндра с башмаком. Задачей изобретения является повышение надежности фиксации башмака МРТ в нерабочем положении. Указанная задача решается тем, что узел фиксации расположен на тележке транспортного средства и выполнен блок-цилиндром, содержащим поршень и шток жестко не связанные между собой с двумя раздельно воздействующими на них пружинами и последовательно включенным в тормозную магистраль перед пневмоцилиндром привода башмака, причем шток соединен с одним концом скобы, закрепленной на валике в кронштейне, тогда как другой конец скобы расположен в гнезде упорного кронштейна башмака. Таким образом, узел страховки препятствует падению башмака МРТ на рельс в поездном режиме при обрыве штока пневмоцилиндра привода башмака, обрыве крепления пневмоцилиндра как с тележкой, так и башмаком. В дальнейшем изобретение поясняется примером его конкретного выполнения со ссылками на прилагаемые рисунки, на которых фиг. 1 (вид сбоку) и фиг. 2 (вид сверху) изображают расположение элементов привода с узлом страховки на тележке транспортного средства, фиг. 3 изображает выполнение блок-цилиндра узла фиксации. Привод башмака магнитно-рельсового тормоза транспортного средства содержит прикрепленные к раме тележки пневмоцилиндры 1 (фиг. 1, 2) и узел фиксации башмака. Штоки пневмоцилиндров 1 поджаты в верхнее положение посредством пружин 2. Каждый пневмоцилиндр 1 соединен патрубком через блок-цилиндр 3 с тормозной магистралью транспортного средства и связан посредством подпружиненного штока с башмаком. Узел фиксации башмака выполнен в виде шарнирно установленных на раме блок-цилиндра 3 и запирающей башмак скобы 4, шарнирно соединенной со штоком 5 блок-цилиндра верхним плечом. Нижнее плечо скобы 4, установленной на валике 6 кронштейна 7 рамы, крюком своим введено в гнездо 8 упорного кронштейна 9 башмака 10. Блок-цилиндр (фиг. 3) содержит поршень 11 с двумя резиновыми манжетами 12 и сальником 13. Шток 5 соединен с поршнем 11 телескопически, с возможностью перемещения относительно поршня: пружины 14 и 15 работают независимо друг от друга. Отверстия 16 в нижней части блок-цилиндра служат для выхода воздуха из пневмоцилиндра 1 при отключении магнитно-рельсового тормоза. Работа заявляемого привода состоит в следующем. В нерабочем положении башмака тормозная магистраль отключена от пневмосистемы транспортного средства. Башмак 10 находится в верхнем положении на высоте 120-140 мм от головки рельса. Скоба 4 в нерабочем положении башмака находится в гнезде 8 кронштейна 9 башмака. В режиме торможения сжатый воздух из тормозной магистрали поступает через верхнее отверстие (фиг. 3) в блок-цилиндр 3. Поршень 11 и шток 5 при перемещении вниз сжимают пружины 14 и 15, при этом скоба 4 поворачивается относительно кронштейна 7 и выходит из сцепления с кронштейном 9, освобождая башмак. При достижении поршнем 11 нижнего положения открывается боковое отверстие блок-цилиндра, и воздух поступает в пневмоцилиндр 1, пружины 2 сжимаются, и башмак 10 опускается на рельс. Для отключения торможения сбрасывают давление в тормозной магистрали: шток 5 с поршнем 11 (фиг. 3) откидываются вверх, при этом скоба 4 поджимается в транспортное положение. Воздух из пневмоцилиндров 1 (фиг. 1, 2) поступает в блок-цилиндры 3 и через их нижние отверстия 16 выбрасывается в атмосферу. Пружины 2 пневмоцилиндров 1 распрямляются и происходит подъем башмака 10. По мере его подъема скоба 4, касаясь наклонной поверхности упорного кронштейна 9, поворачивается относительно валика 6, и шток 5 выдвигается из поршня 11 и блок-цилиндра 3. Поскольку поршень удерживается пружиной 14 в верхнем положении, то боковое отверстие блок-цилиндра 3 остается открытым до окончательного подъема башмака 10 в транспортное положение, в котором шток 5 под действием пружины 15 защелкивает скобу 5 в гнезде 8 кронштейна 9 и тем обеспечивается страховка башмака в транспортном положении от возможного падения его на рельс в случае обрыва какого-либо звена его крепления к тележке.Формула изобретения
1. Привод башмака магнитно-рельсового тормоза транспортного средства, содержащий пару прикрепленных к раме тележки и соединенных с тормозной магистралью пневмоцилиндров с подпружиненными штоками, несущими башмак, установленный с возможностью перемещения по вертикальным кронштейнам рамы и блокирования в нерабочем положении посредством узла фиксации, связанного с пневмоцилиндром, отличающийся тем, что узел фиксации выполнен в виде шарнирно установленных на раме блок-цилиндра и запирающей башмак посредством пружины скобы с приводом ее отпирания от блок-цилиндра, через который пневмоцилиндр включен в тормозную магистраль. 2. Привод по п.1, отличающийся тем, что шток и поршень в блок-цилиндре подпружинены с возможностью перемещения штока относительно поршня при запирании башмака скобкой, шарнирно соединенной со штоком.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3