Система заправки топливных отсеков самолета

Реферат

 

Изобретение относится к устройствам, связанным с подачей топлива к силовой установке в части средств заправки топливных отсеков. Система заправки топливных отсеков самолета содержит отсечной кран, устройство управления отсечным краном и гидрораспределитель заправляемого топлива. Отсечной кран установлен в магистрали, сообщающей штуцер наземной заправки с по меньшей мере двумя топливными отсеками. Устройство управления отсечным краном включает сигнализатор уровня топлива в заправляемом отсеке. Гидрораспределитель заправляемого топлива включает напорное сопло и патрубок. Напорное сопло установлено на конце магистрали заправки или ее ветви. Его срез расположен в одном из отсеков перед отверстием, разделяющим два заправляемых отсека или один из отсеков и трубопровод, сообщенный с другой емкостью. Патрубок установлен вдоль оси сопла с возможностью бесконтактного прохода через него струи заправляемого топлива из сопла. Отверстие этого патрубка со стороны сопла сообщено с одним из заправляемых отсеков. Противоположное отверстие патрубка открыто в другой отсек или трубопровод, сообщенный с другим отсеком или проточной емкостью. Такое выполнение гидрораспределителя позволяет обеспечить высокую надежность системы. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к устройствам, связанным с подачей топлива к силовой установке в части средств заправки топливных отсеков.

Предшествующий уровень техники.

Система заправки должна удовлетворять совокупности жестких требований по надежности и безопасности эксплуатации и возможно меньшем весе.

Известные системы заправки (заявка ЕР N 0385046 05.09.90) весьма сложны и поэтому сравнительно тяжелы и недостаточно надежны.

Сущность изобретения.

В основу изобретения положено решение задачи возможного упрощения и облегчения системы заправки при обеспечении ее высокой надежности и безопасности в эксплуатации.

Для решения этой задачи система заправки топливных отсеков самолета, содержащая отсечной кран, установленный в магистрали, сообщающей штуцер наземной заправки с, по меньшей мере двумя, топливными отсеками, и устройство управления отсечным краном, включающее сигнализатор уровня топлива в заправляемом отсеке, согласно изобретению она снабжена гидрораспределителем заправляемого топлива, включающим напорное сопло, установленное на конце магистрали заправки или ее ветви таким образом, что его срез расположен в одном из отсеков перед отверстием, разделяющим два заправляемых отсека или один из отсеков и трубопровод, сообщенный с другой емкостью, и патрубок, установленный вдоль оси сопла с возможностью бесконтактного прохода через него струи заправляемого топлива из сопла так, что отверстие этого патрубка со стороны сопла сообщено с одним из заправляемых отсеков, а противоположное отверстие патрубка открыто в другой отсек или трубопровод, сообщенный с другим отсеком или проточной емкостью.

Гидрораспределитель указанного типа предельно прост и минимально металлоемок. Описанное положение напорного сопла и патрубка гидрораспределителя способствует заполнению отсеков и емкостей в заданном порядке без риска превышения давления в них.

Весьма удобно, если патрубок гидрораспределителя совмещен с магистралью выработки топлива из отсека консоли крыла, соединяющей выход струйного перекачивающего насоса в топливном отсеке консоли крыла с топливным отсеком в центроплане, а сопло гидросмесителя обращено в эту магистраль при том, что струйный перекачивающий насос снабжен устройством отключения его сопла от источника питания при заправке топливного отсека в консоли крыла.

Совмещение в одной магистрали функций заправки и выработки топлива исключает необходимость утяжелять систему двумя магистралями и средствами их герметизации в бортовых нервюрах консоли крыла и центроплана.

Часто удобно, если патрубок гидрораспределителя сообщен с магистралью топливопитания маршевого двигателя самолета.

Заправка магистрали топливопитания маршевого двигателя одновременно с расходным или смежным ему отсеком исключает риск перерыва в топливопитании маршевого двигателя.

При необходимости дозаправки топливных отсеков в полете целесообразно, если система снабжена приемником топлива при его дозаправке в полете, сообщенным с участком заправочной магистрали между штуцером наземной заправки и отсечным краном посредством магистрали дозаправки, в который установлен регулятор давления дозаправляемого топлива.

Совмещение систем наземной заправки и дозаправки в полете исключает необходимость усложнения и утяжеления системы вследствие дублирования средств распределения заправляемого топлива.

В этом случае целесообразно, если система снабжена устройством продувки магистрали дозаправки, включающим линию подвода сжатого газа с установленными в ней пусковым краном и обратным клапаном к входному участку магистрали дозаправки между приемником топлива и регулятором давления, отводную линию, сообщающую конечный участок магистрали дозаправки с верхней надтопливной зоной топливного отсека самолета, и обратный клапан, установленный в магистрали дозаправки между участками соединения ее с отводной линией и заправочной магистралью.

Освобождение магистрали дозаправки от топлива продувкой исключает опасность несанкционированного сброса топлива и упрощает уборку выдвижной штанги дозаправки.

Перечень фигур чертежей В дальнейшем изобретение поясняется конкретными примерами его выполнения со ссылками на прилагаемый чертеж, на котором изображена система заправки топливных отсеков самолета.

Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения Описываемая система содержит магистраль заправки 28, которая сообщает штуцер 27 наземной заправки с топливными отсеками 8, 19, 14. На магистрали заправки имеются отсечные электроклапаны 5, управляемые сигнализаторами уровня 6 и 11, и дублирующие гидравлические отсечные краны 24, управляемые поплавковым сигнализатором уровня 7.

Магистраль заправки 28 снабжена гидрораспределителем заправляемого топлива, включающим сопло 23 на конце магистрали заправки и патрубок 10, установленный вдоль оси сопла 23. Сопло 23 установлено таким образом, что его срез расположен перед отверстием патрубка 10, разделяющим два заправляемых отсека. В другом случае срез сопла расположен перед отверстием патрубка, разделяющим отсек 19 и трубопровод 29, сообщенный с емкостью 30. Патрубок 10, установленный вдоль оси сопла 23, дает возможность бесконтактного прохода через него струи заправляемого топлива из сопла так, что отверстие этого патрубка со стороны сопла сообщено с заправляемым отсеком 8, а противоположное отверстие патрубка 10 открыто в отсек 19 (или трубопровод 29). Такое расположение сопла и патрубка позволяет реализовать нужную очередность заправки отсеков или реализовать нужный вариант заправки.

Патрубок 16 гидрораспределителя совмещен с магистралью выработки топлива из отсека 14 консоли крыла. Магистраль выработки из крыла соединяет выход струйного перекачивающего насоса 15 в топливном отсеке 14 крыла с топливным отсеком 19 центроплана, а сопло 17 обращено в эту магистраль. При этом струйный перекачивающий насос 15 снабжен устройством, состоящим из перекрывного гидравлического крана 13, управляемого командным топливом через электромагнитный клапан 12. Это устройство позволяет отключить сопло струйного перекачивающего насоса 15 от источника питания при заправке топливного отсека 14 в консоли крыла.

Патрубок гидрораспределителя 20 сообщает магистраль заправки 28 с магистралью топливопитания 31 маршевого двигателя с целью заполнения топливом полости бачка- аккумулятора 22 и магистрали топливопитания. Участок заправочной магистрали 28 сообщается с приемником топлива 1 для дозаправки самолета в полете. На магистрали дозаправки 32 установлен регулятор 4 давления дозаправляемого топлива.

Система снабжена устройством для продувки магистрали дозаправки с целью освобождения ее от топлива после срабатывания отсечных клапанов 24. Освобождение от топлива необходимо для уборки штанги. Устройство включает в себя линию 33 подвода сжатого газа с установленными в ней пусковым клапаном 2 и обратным клапаном 3. Линия 33 подключена к участку магистрали дозаправки между приемником топлива 1 и регулятором давления 4.

По отводной линии 34 при продувке топливо из магистрали дозаправки вытесняется в верхнюю надтопливную зону топливного отсека 8. В магистрали дозаправки 32 между участками соединений ее с отводной линией 34 и заправочной магистралью 28 установлен обратный клапан 35.

Система снабжена также жиклером 9, обратным клапаном 18, насосом 21, фильтром 25 и расходомером 26.

Формула изобретения

1. Система заправки топливных отсеков самолета, содержащая отсечной кран, установленный в магистрали, сообщающей штуцер наземной заправки с по меньшей мере двумя топливными отсеками, и устройство управления отсечным краном, включающее сигнализатор уровня топлива в заправляемом отсеке, отличающаяся тем, что она снабжена гидрораспределителем заправляемого топлива, включающим напорное сопло, установленное на конце магистрали заправки или ее ветви таким образом, что его срез расположен в одном из отсеков перед отверстием, разделяющим два заправляемых отсека или один из отсеков и трубопровод, сообщенный с другой емкостью, и патрубок, установленный вдоль оси сопла с возможностью бесконтактного прохода через него струи заправляемого топлива из сопла так, что отверстие этого патрубка со стороны сопла сообщено с одним из заправляемых отсеков, а противоположное отверстие патрубка открыто в другой отсек или трубопровод, сообщенный с другим отсеком или проточной емкостью.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что она снабжена еще одним гидрораспределителем, патрубок которого сообщен с магистралью выработки топлива из отсека консоли крыла, соединяющей выход струйного перекачивающего насоса в топливном отсеке консоли крыла с топливным отсеком в центроплане, а сопло гидрораспределителя обращено в эту магистраль при том, что струйный перекачивающий насос снабжен устройством отключения его сопла от источника питания при заправке топливного отсека в консоли крыла.

3. Система по п.1, отличающаяся тем, что она снабжена еще одним гидрораспределителем, патрубок которого сообщен с магистралью топливопитания маршевого двигателя самолета.

4. Система по п.1, отличающаяся тем, что она снабжена приемником топлива при его дозаправке в полете, сообщенным с участком заправочной магистрали между штуцером наземной заправки и отсечным краном посредством магистрали дозаправки, в которой установлен регулятор давления дозаправляемого топлива.

5. Система по п.4, отличающаяся тем, что она снабжена устройством продувки магистрали дозаправки, включающим линию подвода сжатого газа с установленными в ней пусковым краном и обратным клапаном ко входному участку магистрали дозаправки между приемником топлива и регулятором давления, отводную линию, сообщающую конечный участок магистрали дозаправки с верхней надтопливной зоной топливного отсека самолета, и обратный клапан, установленный в магистрали дозаправки между участками соединения ее с отводной линией и заправочной магистралью.

РИСУНКИ

Рисунок 1

QB4A Государственная регистрация договора о распоряжении исключительным правом

Дата и номер государственной регистрации договора: 13.10.2011 № РД0088555

Вид договора: лицензионный

Лицо(а), предоставляющее(ие) право использования: Открытое акционерное общество "ОКБ Сухого" (RU)

Лицо, которому предоставлено право использования: Открытое акционерное общество "Научно-производственная корпорация "Иркут" (RU)

Условия договора: НИЛ, на срок действия патентов на территории РФ.

Дата публикации: 20.11.2011