Тележка железнодорожного вагона

Реферат

 

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к конструкции сменных наличников, устанавливаемых между буксами и боковыми рамами тележки. Технический результат - повышение износостойкости и долговечности надбуксового проема боковой рамы, а также облегчение ремонта. Устройство содержит сменные наличники с износостойкими пластинами, расположенные между горизонтальными опорными поверхностями надбуксовых проемов и буксовых узлов. Ветви сменных наличников, выступающие вверх от противоположных сторон основания, загнуты на уровне технологических отверстий, выполненных в надбуксовых челюстях, во внутренние полости боковых рам. 3 ил.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к конструкции узлов тележек грузовых железнодорожных вагонов.

Известна конструкция изнашивающегося наличника верхней стенки буксового выреза [Пат. США 4078501, НКИ 105-225], расположенного между держателем и верхней стенкой буксового выреза. Корпус наличника приварен к верхней стенке буксового выреза, на которой расположены ограничительные выступы.

Недостатком данной конструкции является способ крепления изнашивающегося наличника путем приварки к опорной верхней стенке буксового выреза. Для обеспечения замены наличника необходим трудоемкий процесс снятия и установки нового наличника. Кроме того, при неоднократном процессе наложения и снятия сварных швов металл боковой рамы в месте крепления сменного наличника перекаливается, что вызывает появление микротрещин и других концентраторов напряжений, металл становится хрупким, что может привести к излому опорной поверхности боковой рамы. Вместе с этим данный способ крепления изнашивающегося наличника от продольных перемещений при разрушении сварных швов невозможно осуществить на уже эксплуатируемых тележках, где отсутствуют вышеуказанные выступы.

В конструкции железнодорожной тележки [Пат. США 3554618, НКИ 308-3] буксовый проем оснащен наличником, содержащим износостойкую пластину, выполненную из найлона, закрепленном на буксовой челюсти с помощью болтовых и заклепочных соединений. В процессе эксплуатации такие соединения подвергаются коррозии, что вызывает сложность при замене наличника, а при воздействии дополнительных нагрузок соединения ослабевают, а в отдельных случаях разрушаются. Крепежные отверстия, выполненные в буксовых челюстях, создают дополнительные концентраторы напряжений, что приводит к снижению усталостной прочности буксовых челюстей боковой рамы. Вместе с этим установка найлоновой прокладки не обеспечивает долговременного использования наличника на опорной поверхности и требует частой замены.

Также известна конструкция упругой сменной опорной пластины [Пат. США 4203371, НКИ 105/225; 105/218R от 07.07.78], установленной на опорной поверхности надбуксового проема боковой рамы железнодорожной тележки, представляющей собой U-образный элемент, охватывающий и защищающий указанную поверхность. Две его ветви выступают вверх от противоположных сторон основания. Ветви упруго взаимодействуют с противоположными сторонами боковой рамы, расположенными выше плоской поверхности надбуксового проема, прижимаясь к этим сторонам. Вместе с этим на плоскости пластины выполнены выступы, совпадающие с углублениями на опорной поверхности надбуксовых проемов боковой рамы при зафиксированном положении опорной пластины на боковой раме. В результате этого пластина удерживается на месте.

Данная конструкция выбрана в качестве прототипа.

Недостатком данной конструкции является синусоидальная форма ветвей, не обеспечивающая их плотного прилегания к противоположным сторонам боковой рамы, т.к. в результате поперечного смещения относительно продольной оси боковой рамы букса колесной пары или адаптер своими захватами постоянно сжимает синусоидальные ветви опорной пластины, что приводит к их излому. Также для обеспечения совпадания выступов пластины и углублений на опорной поверхности надбуксовых проемов необходимо соблюдение высокой точности изготовления. Вышеперечисленные недостатки конструкции ограничивают возможность ее использования.

Задачей заявляемого изобретения является создание конструкции тележки железнодорожного вагона, обладающей повышенными износостойкостью и долговечностью надбуксового проема боковой рамы, а также облегчение ремонта и обеспечение использования сменной опорной пластины на уже используемых тележках.

Решение поставленной задачи достигается тем, что между горизонтальными опорными поверхностями надбуксовых проемов и буксовых узлов установлены сменные наличники с износостойкими пластинами, трапецеидальные ветви которых, выступающие вверх с противоположных сторон боковых рам, тем самым обеспечивают зацепление с краями технологических отверстий боковых рам.

Сущность заявляемого изобретения заключается в том, что в тележке железнодорожного вагона, содержащей колесные пары с буксовыми узлами, воспринимающими нагрузку от рамы тележки, включающей в себя надрессорную балку, опирающуюся на рессорные комплекты, расположенные в центральных проемах боковых рам с выполненными надбуксовыми проемами технологическими отверстиями и расположенные между горизонтальными опорными поверхностями надбуксовых проемов и буксовых узлов, сменные наличники с износостойкими пластинами, трапецеидальные ветви которых загнуты на уровне технологических отверстий, во внутренние полости боковых рам.

Сущность заявляемого изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 показан общий вид тележки, на фиг.2 - фрагментарный вид А фиг.1, на фиг.3 - разрез по линии Б-Б фиг.2.

Тележка железнодорожного вагона содержит колесные пары 1 с буксовыми узлами 2, воспринимающими нагрузку от рамы тележки. Рама тележки состоит из надрессорной балки 3, опирающейся на рессорные комплекты 4, расположенные в центральных проемах боковых рам 5. На концевых частях боковых рам 5 выполнены надбуксовые проемы 6, имеющие горизонтальные опорные поверхности 7 и расположенные над ними технологические отверстия 8. Между опорными поверхностями 7 и буксовыми узлами 2 установлены сменные наличники 9. Сменные наличники 9 состоят из основания 10, на котором закреплена износоустойчивая пластина 11, и ветвей 12, выступающих от противоположных сторон основания 10. Ветви 12 имеют трапецеидальную форму и охватывают боковую раму 5 с противоположных сторон, ограничивая поперечное перемещение сменных наличников 9. Крепление сменных наличников 9 осуществлено посредством загиба ветвей во внутреннюю полость боковой рамы 5 через технологические отверстия 8.

Технический результат заявляемого изобретения осуществлен посредством введения сменных наличников в конструкцию тележки, ветви которых выполнены трапецеидальной формы. Трапецеидальные ветви меньшим верхним основанием загнуты во внутреннюю полость боковой рамы через технологические отверстия. Так как технологические отверстия имеют достаточно большой допуск, то выполнение ветвей трапецеидальной формы обеспечивает беззазорную фиксацию сменных наличников как от вертикальных перемещений, так и от продольных перемещений относительно продольной оси боковой рамы. Кроме того, наличие в конструкции сменного наличника износостойкой пластины позволяет выполнить основание и ветви из более дешевой мягкой углеродистой стали, обеспечивающей легкость установки и снятия наличника при его замене. Также данная конструкция сменного наличника позволяет производить его установку как на вновь изготавливаемые тележки, так и на уже эксплуатируемые в обычных деповских условиях, не требуя дополнительной доработки боковой рамы и корпуса буксы.

В настоящее время на заявляемую конструкцию разработана техническая документация и изготовлены опытные образцы для проведения испытаний.

Источники информации 1. Патент США 4078501, НКИ 105-225.

2. Патент США 3554618, НКИ 308-3.

3. Патент США 4203371, НКИ 105/225; 105/218R от 07.07.78 - прототип.

Формула изобретения

1. Тележка железнодорожного вагона, содержащая колесные пары с буксовыми узлами, воспринимающими нагрузку от рамы тележки, включающей в себя надрессорную балку, опирающуюся на рессорные комплекты, расположенные в центральных проемах боковых рам с выполненными надбуксовыми челюстями технологическими отверстиями, и сменные наличники с износостойкими пластинами, расположенные между горизонтальными опорными поверхностями надбуксовых проемов и буксовых узлов, отличающаяся тем, что ветви, выступающие вверх от противоположных сторон основания сменных наличников, загнуты на уровне технологических отверстий, во внутренние полости боковых рам.

2. Тележка железнодорожного вагона по п. 1, отличающаяся тем, что ветви сменных наличников имеют трапецеидальную форму.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

QB4A Регистрация лицензионного договора на использование изобретения

Лицензиар(ы): Открытое акционерное общество "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" имени Ф.Э. Дзержинского"

Вид лицензии*: НИЛ

Лицензиат(ы): Открытое акционерное общество Алтайского вагоностроения

Договор № РД0064838 зарегистрирован 25.05.2010

Извещение опубликовано: 10.07.2010        БИ: 19/2010

* ИЛ - исключительная лицензия        НИЛ - неисключительная лицензия

QB4A Государственная регистрация договора о распоряжении исключительным правом

Дата и номер государственной регистрации договора: 12.01.2011 № РД0075110

Вид договора: лицензионный

Лицо(а), предоставляющее(ие) право использования: Открытое акционерное общество "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" имени Ф.Э. Дзержинского"

Лицо, которому предоставлено право использования: Общество с ограниченной ответственностью "Мечел-Ремсервис"

Условия договора: НИЛ, на срок до 31.10.2013 на территории РФ.

Дата публикации: 20.02.2011

QB4A Государственная регистрация договора о распоряжении исключительным правом

Дата и номер государственной регистрации договора: 24.06.2011 № РД0083108

Вид договора: лицензионный

Лицо(а), предоставляющее(ие) право использования: Открытое акционерное общество "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" имени Ф.Э. Дзержинского" (RU)

Лицо, которому предоставлено право использования: Открытое акционерное общество Алтайского вагоностроения (RU)

Условия договора: НИЛ, на срок до 31.08.2012 на территории РФ.

Дата публикации: 10.08.2011