Многоцелевой высокоманевренный сверхзвуковой самолет, его агрегаты планера, оборудование и системы

Реферат

 

Изобретение относится к авиации и касается создания сверхзвукового самолета, имеющего интегральную аэродинамическую компоновку. Несущий корпус имеет деформированное в срединной поверхности консолей крыло с развитыми наплывами, отклоняемыми носками и флаперонами, плавно переходящее в фюзеляж. В головной части фюзеляжа имеются обтекатели радиолокатора и оптико-локационной станции, выдвижная штанга дозаправки топлива и две тандемно размещенные кабины с общей откидной частью фонаря. В средней части фюзеляжа имеются гаргрот с тормозным щитком и воздухозаборники силовой установки, установленные над и под центропланом. В хвостовой части фюзеляжа центральная балка соединяет гондолы двух турбореактивных двигателей. По бокам гондол размещены хвостовые балки фюзеляжа, несущие кили вертикального оперения с рулями направления и цельноповоротные половины стабилизатора. В правом корневом наплыве крыла имеется скорострельная пушка. На нижних поверхностях консолей крыла, центроплана, воздухозаборников и центральной балки в хвостовой части фюзеляжа имеются узлы для обеспечения подвески грузов и боеприпасов. На корневых наплывах крыла позади кабин установлено управляемое переднее горизонтальное оперение. Технический результат реализации изобретения заключается в повышении эксплуатационных характеристик многоцелевого высокоманевренного самолета. 16 с. и 26 з.п.ф-лы., 1 табл., 5 ил.

Текст описания в факсимильном виде (см. графическую часть). Т Т Т Тх

Формула изобретения

1. Многоцелевой высокоманевренный сверхзвуковой самолет интегральной аэродинамической компоновки, содержащий единый несущий корпус, включающий деформированное в срединной поверхности консолей крыло с развитыми корневыми наплывами перед консолями, в одном из которых расположена скорострельная пушка, и отклоняемыми носками и флаперонами, плавно переходящее по размаху в фюзеляж, который содержит в головной части: носовой обтекатель радиолокатора, обтекатель оптико-локационной станции, выдвижную штангу для дозаправки топлива в полете, две тандемно расположенных кабины экипажа с общим фонарем и органами управления самолетом, его системами и оборудованием, в средней части: гаргрот с тормозным щитком и воздухозаборники силовой установки, расположенные соответственно над и под центропланом, в хвостовой части: центральную балку, соединяющую гондолы двух турбореактивных двигателей, хвостовые балки по бокам, несущие надфюзеляжные кили с рулями направления, цельноповоротные половины стабилизатора, между которыми расположены сопла двигателей; и подфюзеляжные кили; а также трехопорное убирающееся шасси с тормозами; хвостовой кок фюзеляжа под тормозной парашют; держатели, пусковые устройства и блоки для подвески под несущим корпусом грузов, ракет, снарядов и бомб; бортовое оборудование, включающее: бортовую радиолокационную станцию с вычислителем управления, запросчик и ответчик систем государственного опознавания, аппаратуру отображения информации, бортовую вычислительную систему, пилотажно-навигационное оборудование, систему управления оружием, оптико-локационную станцию, нашлемную систему целеуказания, комплект средств радиоэлектронного противодействия, радиосвязное оборудование, средства регистрации и контроля; и самолетные системы: систему управления самолетом, гидравлическую систему, пневматическую систему, систему электроснабжения, светотехническое оборудование, систему кондиционирования, систему жидкостного охлаждения оборудования, систему жизнеобеспечения, систему аварийного покидания самолета, отличающийся тем, что в нем вертикальное смещение задней кабины относительно передней осуществлено для обеспечения равенства углов обзора в кабинах за счет поднятия вверх пола задней кабины относительно пола передней кабины; силовая установка снабжена компенсатором нежесткости несущего корпуса в тросовой проводке системы управления каждым двигателем и выполнена с возможностью подачи топлива на двигатели при любых положениях самолета и первоочередной выработки топлива с изменением центровки в состояние статической неустойчивости; система управления самолетом снабжена средствами обеспечения полета с закритическими углами атаки, обеспечения аэродинамического качества крыла при маневрировании и корректировки характеристик управляемости при дозаправке топлива в полете; система жизнеобеспечения снабжена средствами обеспечения жизнедеятельности при продолжительном полете и средствами, обеспечивающими защиту летчика от повышенных перегрузок, пониженного давления и низких температур; светотехническое оборудование снабжено средствами освещения, обеспечивающими возможность визуального контроля процесса дозаправки топлива в полете ночью; автоматический радиокомпас снабжен средством плавной настройки частоты летчиком; установлена спутниковая система навигации с индикацией текущих координат самолета; предусмотрены подвеска и пуск ракет "воздух-воздух" с полуактивными и активными головками самонаведения.

2. Самолет по п.1, отличающийся тем, что в нем: установлена радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой, сформирован оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс с многофункциональными пультами управления и дисплеями, введен блок преобразования и коммутации телевизионных сигналов, средства регистрации и контроля включают комплексную информационную систему сигнализации, система дозаправки топливом выполнена с возможностью отдачи топлива в полете, предусмотрена возможность установки контейнеров с оптической и инфракрасной разведывательной аппаратурой; предусмотрены средства подвески универсального подвесного агрегата заправки и связи его с топливной системой самолета; предусмотрены средства подвески, питания и пуска управляемых ракет: "воздух-воздух" с тепловой головкой самонаведения, "воздух-воздух" с активной радиоголовкой и линией радиокоррекции, "воздух-поверхность" с телевизионной системой наведения, "воздух-поверхность" с телевизионной головкой самонаведения, противолокационной, противокорабельной, "воздух-поверхность" с полуактивной лазерной головкой самонаведения; корректируемых авиабомб с телевизионной головкой самонаведения.

3. Самолет по п.2, отличающийся тем, что он выполнен по схеме "триплан" с управляемым стреловидным передним горизонтальным оперением, установленным на участках корневых наплывов, расположенных позади задней кабины; с возможностью генерации на передней кромке каждой консоли оперения вихревой системы, затягивающей при полете на закритических углах атаки срыв потока на консолях крыла, а в месте соединения консоли переднего горизонтального оперения с корневым наплывом - с возможностью генерации системы вихрей, взаимодействующих со срединной поверхностью консоли крыла и килями вертикального оперения, при этом управление самолетом выполнено дистанционным в продольном, поперечном и путевом каналах, причем канал продольного управления снабжен самонастраивающимся устройством для корректировки управления в зависимости от рассогласования параметров полета и их заданного изменения, и самолет снабжен подвесным контейнером с телевизионной командной системой наведения, сопряженной с самолетным оборудованием.

4. Самолет по п.3, отличающийся тем, что он выполнен с возможностью управления вектором тяги каждого двигателя и обеспечения сверхманевренности для исключения попадания самолета на режимы сваливания и штопора с соответствующим повышением безопасности полета, повышения боевой эффективности за счет быстрого разворота на цель, резкого торможения и маневренности на скоростях меньше эволютивной, уменьшения геометрического пространства маневра и с возможностью опережения в пуске ракеты и расширения зоны пусков, срыва атаки противника и атаки из условий, невозможных без сверхманевренности, для чего каждый из двигателей силовой установки выполнен с поворотным соплом и возможностью создания при повороте сопла боковой силы и моментов рысканья и крена, причем гидроприводы устройств поворота сопел включены в топливную систему соответствующего двигателя, система управления самолетом снабжена системой управления синфазным и дифференциальным отклонением поворотных сопел правого и левого двигателей, включающей вычислитель в составе системы дистанционного управления, устройство включения режима поворота сопел, установленное в передней кабине, и приводные устройства, при этом самолет снабжен подвесным агрегатом заправки, связанным с топливной системой для использования самолета в полете в качестве заправщика, а фазированная антенная решетка радиолокационной станции выполнена поворотной.

5. Фюзеляж многоцелевого высокоманевренного сверхзвукового самолета, содержащий головную, среднюю и хвостовую части, в которых головная часть включает носовой радиопрозрачный обтекатель антенны радиолокационной станции, переднюю и заднюю кабины экипажа с общим фонарем; средняя часть - воздухозаборники с узлами держателей вооружения и внутренними защитными сетками, гаргрот и тормозной щиток, скрепленные с центропланом, а хвостовая часть - две силовые гондолы с хвостовыми балками, соединенные между собой центральной балкой, причем головная часть фюзеляжа представляет цельнометаллический полумонокок, образованный шпангоутами, лонжеронами, стрингерами и обшивкой, выполненный с нишей для уборки передней опоры самолета, с двумя боковыми и центральным подкабинным отсеками под радиоэлектронное и самолетное оборудование, с закабинным отсеком под амортизированные групповые стеллажи радиоэлектронного оборудования и с герметизированными люками для доступа к оборудованию, а в хвостовой части фюзеляжа гондолы снабжены узлами крепления двигателей, выполнены по полумонококовой схеме с работающей обшивкой, подкрепленной шпангоутами и стрингерами, имеющими передние шарнирные и задние узлы крепления двигателей; центральная балка имеет две торцевые и три промежуточные силовые стенки, соединяющие между собой силовые шпангоуты разнесенных гондол, и узлы держателей вооружения, установленные на ее нижней поверхности, и выполнена с отсеком под оборудование, с задним топливным баком, с хвостовым коком - законцовкой под контейнер тормозных парашютов и боковыми ластами; хвостовые балки гондол выполнены с силовой задней частью, узлами подвески стабилизатора и крепления килей и отсеками под оборудование в передней части, при этом в верхней части каждой гондолы расположены эксплуатационные люки для доступа к выносной коробке и другим агрегатам двигателя, а последние два силовых шпангоута гондол выполнены с возможностью размыкания для обеспечения снятия двигателя при его замене, отличающийся тем, что в хвостовой части фюзеляжа передний шпангоут выполнен герметичным и состоит из двух цельноштампованных рам, в верхней части каждой из которых установлены стыковые накладки для крепления шпангоута к центроплану, а в нижней части - узлы для установки гидроподъемников, шпангоут на участке шарнирного крепления двигателей и передних лонжеронов килей выполнен из титанового сплава и представляет собой замкнутые рамы с боковыми балками, соединенными между собой стенками, принадлежащими отсеку топливного бака в центральной балке, причем рамы - составные, сваренные из отдельных штампованных секций, на боковых балках имеются проушины для крепления передних лонжеронов килей, а в боковых частях рам установлены втулки для крепления двигателей, двутавровый шпангоут на участке крепления задних лонжеронов килей и привода стабилизатора выполнен из титанового сплава и представляет собой замкнутые рамы, сваренные из отдельных штампованных секций, с боковыми балками, соединенными оребренной стенкой, принадлежащей отсеку топливного бака, а замыкающий шпангоут хвостовой части фюзеляжа перед его хвостовым коком имеет съемную нижнюю часть и представляет собой замкнутые рамы из титанового сплава с боковыми балками, при этом рамы состоят из сварных верхней и нижней арок, боковая балка имеет внутренний узел крепления полуоси навески стабилизатора, а нижняя арка прикреплена совместно с обшивкой к шпангоуту с возможностью съема при установке и съеме двигателя, хвостовой кок выполнен с оребренной перегородкой для крепления тормозного парашюта; защитная сетка содержит каркас и монолитную панель с перфорацией, выполненной электроэрозионным способом, и поперечными ребрами под углом к плоскости панели и имеет одну из опор подвижной с возможностью поворота панели при деформации воздухозаборника, а узел крепления замка рабочего положения основной опоры шасси снабжен устройством продольной компенсации.

6. Фюзеляж по п.5, отличающийся тем, что в головной части фюзеляжа ниша и створки передней опоры шасси выполнены с возможностью размещения двухколесной опоры, тормозной щиток выполнен с корневой подкладкой в виде прямоугольника с поперечным размером, в несколько раз превышающим продольный размер, и с двумя остроугольными выступами на участке соединения с гидроприводом; в средней части фюзеляжа замок выпущенного положения основной опоры шасси, балка для крепления этого замка и шпангоуты, к которым прикреплена балка, выполнены с возможностью восприятия динамической нагрузки при увеличении веса самолета.

7. Фюзеляж по п.6, отличающийся тем, что его головная часть выполнена с возможностью установки левого и правого корневых наплывов-булей, несущих поворотные консоли переднего горизонтального оперения, с полуосями для навески этих консолей и их приводами.

8. Фюзеляж по п.7, отличающийся тем, что шпангоут на участке шарнирного крепления двигателей выполнен с возможностью восприятия нагрузок при повороте сопел двигателей, а шпангоут на участке заднего крепления двигателей выполнен с узлами для крепления каждого двигателя в горизонтальном и вертикальном направлениях.

9. Цельнометаллическое крыло многоцелевого высокоманевренного сверхзвукового самолета, содержащее центроплан, отъемные консоли, которые деформированы в срединной поверхности и оборудованы отклоняемыми носками и флаперонами, корневые наплывы-були, установленные перед консолями, и узлы держателей вооружения, расположенные на нижних поверхностях центроплана и консолей, причем центроплан образован верхней и нижней силовыми панелями и соединяющими их шпангоутами и стенками таким образом, что сформированы передний - первый и расположенный за ним второй топливные баки-отсеки, а также ниши для размещения основных опор шасси между этими баками, закрываемые соответствующими передними и задними створками, и имеет на торцевых нервюрах гребенки для пристыковки консолей крыла, на верхней панели, выполненной клепанной из алюминиевых сплавов, установлен гаргрот и узлы установки и управления тормозным щитком, а на нижней панели, выполненной сварной из листов и набора профилей из титановых сплавов, установлены узлы присоединения воздухозаборников, крепления основных опор шасси, головной и хвостовой частей фюзеляжа; в силовую конструкцию крыла входят нервюры и стенки таким образом, что кессон каждой консоли крыла воспринимает все внешние нагрузки и передает их центроплану, отличающееся тем, что первый бак образован набором шпангоутов, несущих верхнюю и наружные верхние и нижние боковые панели, внутренние стенки ферменного типа и лонжероны, причем две нижние панели бака - монолитные, состыкованные по оси симметрии на коробчатом профиле, приспособленном для крепления обтекателя узлов подвески держателя, верхние и нижние панели скреплены с соответствующими панелями второго бака, нижние панели имеют выступы для стыковки с головной частью фюзеляжа, две части боковой нижней панели соединены с частями нижней панели на ленте, к нижним панелями прикреплены уголковые профили для контурного стыка с воздухозаборниками по клину слива; силовая же конструкция второго бака образована верхней и нижней панелями, имеющими наборы стрингеров, стенок, нервюр, и шассийной балкой, причем стенки бака имеют швеллерное сечение и ребра жесткости, на передней стенке второго бака установлены узлы крепления приводов створок ниш основных опор шасси самолета и по оси симметрии - кронштейн с задним узлом подвески держателя, к промежуточной стенке второго бака прикреплены узлы для установки воздушных каналов двигателей и узлы крепления подкосов ферменных кронштейнов основных опор, а каждая из крайних боковых нервюр второго бака в плоскости промежуточной стенки имеет опорный узел в виде прилива с отверстием с запрессованной стальной втулкой под штырь отъемной части крыла при ее стыковке с центропланом, в шассийной же балке имеется ниша под обойму подшипника траверсы основной опоры шасси самолета, верхние панели выполнены монолитными из плит и имеют стыковочную гребенку с карманами и отверстиями под болты при стыковке центроплана с отъемными частями крыла, в нижних панелях из титанового сплава стрингеры приварены к обшивке сквозным проплавом, а в стыковом профиле выполнены отверстия под штыри крепления отъемной части; в отъемных консолях крыла верхняя и нижняя силовые панели скреплены с передним лонжероном и тремя стенками продольного набора и нервюрами, нервюры перпендикулярны промежуточной стенке, лонжерон и стенки подкреплены ребрами и имеют по длине переменную толщину, верхняя панель имеет ребра-стрингеры, входящие в силовой продольный набор, и поперечные по нервюрам, выполняющие роль их поясов, нижняя же панель состоит из фрезерованного стыковочного пояса и прессованной панели, скрепленных с листовыми клепаными панелями, при этом герметичный отсек в корневой части консоли является третьим топливным баком, узлы подвески грузов под консолями крыла расположены в зонах нервюр и выполнены каждый в виде стакана с фланцами для крепления к верхней и нижней панелям, причем под установку шкворней держателей грузов в этих узлах запрессованы втулки.

10. Крыло по п. 9, отличающееся тем, что узел крепления переднего кронштейна держателя под центропланом снабжен левым и правым фитингами, установленными на нижней панели заднего отсека в переднем топливном баке центроплана, при этом наружный обтекатель подкоса-подъемника передней опоры шасси и переднего кронштейна узла подвески выполнен с горизонтальным в продольном сечении участком и законцовкой, расположенной под центропланом на участке перед промежуточной внутренней стенкой второго бака.

11. Крыло по п.10, отличающееся тем, что корневые наплывы-були выполнены с возможностью установки поворотных консолей переднего горизонтального оперения с полуосями навески этих консолей и их приводов, шпангоут на участке передней стенки переднего топливного бака в центроплане выполнен на участке между каждой из боковых стенок этого бака и боковой обшивкой носков центроплана с узлами опоры переднего горизонтального оперения и отверстиями под штоки гидроприводов, а балки носков центроплана выполнены с нишами и узлами крепления для установки в них этих гидроприводов, для чего выполнены монтажные люки, при этом стенка переднего топливного бака в центроплане на участке соответствующей ниши выполнена с впадиной под указанный гидропривод, а в хвостовой части каждой отъемной консоли крыла в узле навески флаперона первый кронштейн со стороны центроплана выполнен из титанового сплава, диафрагма, расположенная вдоль теоретического борта, выполнена с вырезами под коммуникации и с проушинами для крепления качалки от электрогидрораспределителя на дополнительную тягу обратной связи к флаперону, задняя стенка на участке второго кронштейна выполнена съемной с вырезами под проводку трубок гидравлики и жгутов, на стенке первого со стороны центроплана лонжерона флаперона рядом с узлом навески в сторону центроплана установлен кронштейн для крепления тяги обратной связи от электрогидрораспределителя, а тяга от резервированного датчика положения флаперона, установленного в хвостовой части флаперона, прикреплена к третьему узлу привода флаперона.

12. Оперение многоцелевого высокоманевренного сверхзвукового самолета, содержащее вертикальное и горизонтальное оперение, из которых вертикальное оперение включает в себя два киля с рулями направления, расположенные над хвостовыми балками и боковыми обтекателями фюзеляжа, и два подбалочных киля меньшего размера, расположенные под верхними килями, при стреловидности всех килей более 35o, а горизонтальное оперение включает в себя две раздельных половины стабилизатора, каждая из которых имеет полуось, закрепленную в двух точках замыкающего шпангоута фюзеляжа, с возможностью синфазного и дифференциального поворота с другой половиной стабилизатора; каждый из верхних килей оборудован приводами руля направления, обтекателями антенн и заборником охлаждающего воздуха и имеет каркас, панели обшивки, форкиль и узлы навески руля направления, каждый подбалочный киль имеет трапециевидный сбоку профиль и состоит из каркаса, обшивки и заполнителя; каждая из половин стабилизатора имеет центральную, хвостовую и корневую части, лобовик и законцовку, выполненные с соответствующими каркасом и обшивкой, отличающееся тем, что кронштейн для соединения половины стабилизатора с приводом в надфюзеляжном киле расположен за корневым обтекателем этого киля, каркас центральной части половины стабилизатора имеет переднюю стенку, опору, нервюры, стенки и лонжерон в виде штампованной двутавровой балки с полками переменного сечения и стенкой с подкрепляющими ребрами, служащими для крепления нервюр, из которых бортовая состоит из носовой, средней, объединенной с кронштейном привода, и хвостовой частей, верхняя и нижняя панели стабилизатора представляют собой клееклепаную конструкцию из обшивки и двутавровых стрингеров, в каждом из надфюзеляжных килей имеется два лонжерона, оканчивающихся кронштейнами крепления к фюзеляжу двутаврового сечения для крепления с обшивками, причем между элементами силового набора толщина обшивки уменьшена размерным травлением, в одном из надфюзеляжных килей установлена антенна коротковолновой связи, представляющая собой петлевой вибратор с набором нервюр, причем носовые нервюры в районе вибратора и обшивочная панель выполнены из стеклоткани; каждый же из подбалочных килей выполнен с сотовым заполнителем, сотоблоки которого соединены с каркасом посредством вспенивающегося клея, нервюрами и вертикальным лонжероном переменного по размаху сечения с цилиндрической корневой частью для установки в крепежный кронштейн фюзеляжа.

13. Оперение по п.12, отличающееся тем, что в каждом из надфюзеляжных килей руль направления выполнен с выступающей за кромки верхнего и нижнего обтекателя киля законцовкой, увеличивающейся сверху вниз, с ростом площади руля на 10...15%.

14. Оперение по п.13, отличающееся тем, что горизонтальное оперение снабжено двумя синфазно цельноповоротными консолями переднего горизонтального оперения, установленного на корневых наплывах-булях крыла и имеющего узлы навески и соединения с приводом, в надфюзеляжных килях установлены электрогидравлические распределители привода руля, датчики положения руля и силовой многоканальный привод стабилизатора системы дистанционного управления самолета, на лонжероне со стороны руля направления установлены два кронштейна под тяги обратной связи с электрогидрораспределителем и датчиком положения руля.

15. Оперение по п.14, отличающееся тем, что каждая из половин стабилизатора на участке за осью подвески ее в фюзеляж и каждый из надфюзеляжных килей с нижней стороны обтекателя под рулем направления выполнены с подрезами.

16. Силовая установка многоцелевого высокоманевренного сверхзвукового самолета, содержащая два турбореактивных двигателя малой двухконтурности, каждый из которых в передней части шарнирно скреплен с гондолой, имеет форсажную камеру, регулируемое сужающееся-расширяющееся сопло, сопряженное с гондолой, оборудованной средствами пожаротушения, снабжен системой управления, регулируемым воздухозаборником и выносной коробкой агрегатов для приведения в действие насоса одной из гидросистем, привода постоянных оборотов генератора переменного тока и двигательного центробежного насоса, и топливную систему, включающую систему перекачки топлива в расходный отсек центроплана из частично заполненных поропластом баков, расположенных в крыле и фюзеляже, систему подачи топлива в двигатели, систему заправки и дозаправки топлива, при этом каждый из воздухозаборников снабжен защитной сеткой, убираемой в полете, створками подпитки и регулируемым клином торможения, в котором передняя и задняя подвижные панели связаны между собой таким образом, что задняя панель образует верхнюю стенку загорлового диффузора воздушного канала с возможностью изменения площади щели между передней и задней подвижными панелями для отсоса пограничного слоя с поверхности торможения одновременно с отсосом его через перфорации на верхней панели и через жалюзи и отверстия боковых щелей и в верхней панели, отличающаяся тем, что в системе управления каждым двигателем между рычагами в кабинах экипажа и насосом-регулятором в тросовую проводку включены шестеренчатый редуктор и четырехзвенный шарнирный компенсатор деформации фюзеляжа в местах установки опорных роликов проводки; в каждом воздухозаборнике система регулирования воздухозаборника выполнена с возможностью перемещения передней и задней подвижных панелей из условия согласования воздухозаборника с приведенным расходом воздуха двигателя при углах атаки и скольжения и скорости полета в процессе регулирования.

17. Силовая установка по п.16, отличающаяся тем, что топливная система выполнена с возможностью совместной работы с унифицированным подвесным агрегатом заправки и с возможностью перекачки топлива из топливных баков самолета, кроме аварийного остатка, в заправляемый летательный аппарат с подключением гидропривода заправляющего насоса в расходном отсеке к выходу заправляющего насоса в подвесном агрегате, имеющем аэродинамический ветропривод.

18. Силовая установка по п.17, отличающаяся тем, что топливный бак в центральной балке фюзеляжа разделен на передний пятый и задний четвертый топливный баки, связанные с системами перекачки, заправки и дозаправки топлива.

19. Силовая установка по п.18, отличающаяся тем, что каждый из двигателей выполнен с поворотным соплом и возможностью создания при повороте сопла боковой силы и моментов рысканья и крена, причем гидроприводы устройств поворота сопел включены в топливную систему соответствующего двигателя, сферическая поверхность поворотной части сопла со стороны гондолы взаимодействует с подвижными уплотняющими створками, а со стороны регулируемой части сопла - с укрепленными на ней упругими уплотнительными элементами, и на участке перед поворотной частью двигатель соединен с гондолой взаимно перпендикулярными регулируемыми ограничителями перемещения.

20. Комплекс взлетно-посадочных устройств многоцелевого высокоманевренного сверхзвукового самолета, содержащий трехопорное убирающееся шасси и тормозную посадочную парашютную систему, в которых на основных опорах установлены тормозные колеса, а на управляемой передней - нетормозное колесо, причем подвеска колес на основных опорах - телескопическая, а на передней опоре - полурычажная, амортизация шасси - пневмогидравлическая; на передней опоре установлены две посадочные фары и одна рулежная, амортизационная стойка и замок убранного положения основной опоры крепятся к нижней панели центроплана, замок выпущенного положения опоры - к силовым балкам в двигательном отсеке, кронштейны подъемника - к силовым элементам хвостовой балки, каждая ниша закрывается двумя створками, управляемыми цилиндрами, штанга основной стойки предназначена для удержания амортстойки в выпущенном положении, передняя опора подвешена в шарнирных подшипниках трех узлов, защитный щиток щелевой конструкции установлен на оси колеса для защиты воздухозаборников от бетонной крошки при движении самолета по земле; тормозная посадочная парашютная система содержит парашют тормозной крестообразный, контейнер со створкой и механизмом открытия створки, замок, электросистему управления, причем контейнер является законцовкой хвостовой части фюзеляжа, отличающийся тем, что в комплексе имеется замок для удержания основной опоры шасси в выпущенном положении, который захватывает при выпуске штангу, шарнирно закрепленную на опоре, таким образом, что штанга с помощью кинематического привода устанавливается в процессе уборки опоры в положение, обеспечивающее минимальные габариты, занимаемые опорой в нише, а силовой замок, удерживающий стойку в выпущенном положении выполнен с возможностью надежного запирания опоры при отсутствии гидравлического давления в системе и обеспечения углового перемещения штанги для компенсации деформаций фюзеляжа и опоры; система аварийного выпуска шасси сжатым азотом предусматривает открытие створок ниш; замок выпущенного положения основной опоры состоит из корпуса, соединенного с крюком, кинематических звеньев, соединительной серьги и привода таким образом, что в закрытом положении крюк запирается кинематическим замком и фиксируется штоком цилиндра, имеющим запас хода на выпуск, и давлением масла или азота, а в открытом положении фиксируется штоком другого цилиндра и удерживается пружиной и двумя шариковыми фиксаторами при том, что шток цилиндра имеет запас хода на уборку, причем в закрытом положении крюка его зев и ответная часть корпуса образует сферу, в которой размещается шар штанги опоры при ее выпущенном состоянии; в нижней части контейнера тормозной посадочной парашютной системы расположен механизм концевых выключателей, состоящий из пружинного усилителя, нажимной качалки и средств крепления с возможностью автоматического сброса тормозного парашюта при его самопроизвольном выпуске; парашют состоит из вытяжного парашюта с пружинным механизмом, двух тормозных парашютов с куполами крестообразной формы и соединительного звена, крепящегося к вилке.

21. Комплекс п.20, отличающийся тем, что в нем в системе охлаждения колес основной стойки предусмотрено автоматическое включение электродвигателя вентилятора при обжатии основных опор, ручное включение и выключение этих электродвигателей, а также отключение системы охлаждения при эксплуатации самолета при пониженных температурах окружающей среды.

22. Комплекс по п.21, отличающийся тем, что в тормозах колес основных опор шасси установлены высокоэнергоемкие моноуглеродные тормозные диски с возможностью концентрации энергии торможения тяжело нагруженного самолета на короткой дистанции и равномерного отвода тепла.

23. Бортовое оборудование многоцелевого высокоманевренного сверхзвукового самолета, включающее: бортовую радиолокационную станцию с вычислителем управления, запросчик и ответчик систем государственного опознавания, аппаратуру отображения информации, бортовую вычислительную систему, пилотажно-навигационное оборудование, систему управления оружием, оптико-локационную станцию, нашлемную систему целеуказания, комплект средств радиоэлектронного противодействия, комплекс средств радиосвязи, средства регистрации и контроля, отличающееся тем, что в нем автоматический радиокомпас снабжен средством плавной настройки частоты летчиком; установлена спутниковая система навигации с индикацией текущих координат самолета.

24. Оборудование по п.23, отличающееся тем, что включает в себя: радиолокационную станцию с фазированной антенной решеткой, оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс с многофункциональными пультами управления и дисплеями, блок преобразования и коммутации телевизионных сигналов, комплексную информационную систему сигнализации; при этом оборудование выполнено с возможностью сопряжения с оптической инфракрасной разведывательной аппаратурой подвесных контейнеров, бортовая радиолокационная станция совместно с центральным процессором боевого применения и запросчиком системы государственного опознавания включена в радиолокационную систему управления, выполненную с возможностью обеспечения: одновременного обстрела в дальнем воздушном бою воздушных целей управляемыми ракетами "воздух-воздух"; обстрела в ближнем бою воздушной цели управляемыми ракетами пушечной установки; обстрела морской цели управляемыми ракетами "воздух-корабль"; обстрела наземной цели управляемыми ракетами "воздух-земля"; применения неуправляемого оружия в режимах "воздух-поверхность"; в режиме атаки одной наземной цели одновременного обнаружения воздушных целей или обстрела в дальнем воздушном бою одной воздушной цели; комплексной обработки и использования информационных данных от бортового оборудования, других самолетов и пунктов управления для повышения эффективности боевого применения; управления полетом в режимах "воздух-воздух", "воздух-море", "воздух-земля" при ведущем радиолокационном канале; управления боевыми действиями групп самолетов; информационной поддержки систем самолета; оценки состояния аппаратуры и оружия на всех этапах наземной подготовки и в полете; опознавания воздушных целей совместно с самолетным ответчиком; оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс выполнен с возможностью функционального комплексирования бортового радиоэлектронного оборудования для применения оружия и управления самолетом, в том числе: организации информационно-управляющего поля кабины для взаимодействия экипажа с оборудованием; управления взаимодействием аппаратуры для всех режимов полета и подготовки самолета к вылету; формирования информации для обмена между самолетами; обнаружения, распознавания и сопровождения пассивными тепловыми, тепловизионными, телевизионными и радиотехническими средствами воздушных, наземных и надводных целей; формирования и выдачи в управляемые ракеты необходимой информации для их подготовки; применения вооружения; формирования сигналов автоматического и директорного управления самолетом при применении оружия; обеспечения взлета, маршрута, посадки, барражирования, повторного захода; обеспечения возможности запоминания и хранения: пунктов программируемого полета; заданных ориентиров в географической и полярной системе координат; аэродромов посадки; радиомаяков; обеспечения возможности визуальной коррекции координат местоположения методом облета пунктов маршрута с заранее известными координатами; методом наложения марки на визуально видимый ориентир; методом определения координат до известных; автоматического, директорного и ручного управления при применении оружия и навигации; комплексного контроля с выдачей информации о состоянии подсистем комплекса экипажу и в систему регистрации; ручного и автоматизированного ввода полетного задания в бортовые устройства долговременной памяти; обеспечения тренажных режимов для отработки применения оружия и навигации; для управления боевыми действиями групп самолетов оборудование выполнено с возможностью организации автоматического обмена информацией о воздушных целях и собственном местонахождении; ручного целераспределения групп воздушных целей между группами на уровне командира объединенной группы; целераспределения групп воздушных целей и целей для каждого самолета группы на уровне командира группы; организации автоматического обмена информацией о наземных или морских целях и собственном местонахождении; ручного целераспределения путем передачи координат наземных или морских целей между группами самолетов на уровне командира группы; ручного целераспределения и передачи координат наземных или морских целей для каждого самолета группы на уровне командира группы; самолетный радиолокационный ответчик выполнен с возможностью приема и обработки запросных сигналов и выдачи ответных сигналов государственной принадлежности; определения по запросу местоположения воздушных объектов; выделения по запросу объектов, терпящих бедствие;