Колодка дискового тормоза

Реферат

 

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено предпочтительно для дисковых тормозов автотранспортных средств. Заявленная колодка включает фрикционную накладку и металлический каркас, имеющий отходящий наружу радиальный выступ, на котором выполнен дополнительный радиальный выступ высотой 0,51,0 высоты радиального выступа. Техническим результатом является упрощение монтажа и повышение надежности в работе. 2 ил.

Заявляемое изобретение относится к применяемым в дисковых тормозах автотранспорта и различной техники тормозным колодкам, имеющим специальные выступы для пружин радиального сжатия тормозных колодок.

Аналогом заявляемого изобретения является колодка дискового тормоза, включающая фрикционную накладку и металлический каркас, имеющий отходящий наружу радиальный выступ (см. патент США 4498564, МПК 7 F 16 D 65/02, 1985). Существенные признаки аналога "фрикционная накладка и металлический каркас, имеющий отходящий наружу радиальный выступ" совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком аналога является сложность монтажа отжимной пружины на колодке, прежде всего из-за необходимости расклепывания выступа для фиксации пружины или сложности конструкции пружины, а также недостаточная надежность работы пружины в условиях ударных нагрузок и значительных вибраций, приводящих к ослаблению соединения пружины с выступом и к возможности ее некомпенсируемого перекоса и отрыва.

Прототипом заявляемого изобретения является колодка дискового тормоза, включающая фрикционную накладку и металлический каркас, имеющий отходящий наружу радиальный выступ, на котором выполнен дополнительный радиальный выступ, при этом высота дополнительного радиального выступа составляет 0,4 от высоты радиального выступа (см. чертеж к Техническим условиям 38.114427-93 "Накладка с колодкой дискового тормоза для автомобиля ВАЗ-1111 и его модификаций", 1993 г.). Существенные признаки прототипа "фрикционная накладка и металлический каркас, имеющий отходящий наружу радиальный выступ, на котором выполнен дополнительный радиальный выступ" совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком прототипа также является сложность монтажа отжимной пружины на колодке, прежде всего из-за необходимости расклепывания дополнительного выступа для фиксации пружины, и недостаточная надежность работы пружины в условиях ударных нагрузок и значительных вибраций, приводящих к ослаблению соединения пружины с дополнительным выступом, что может привести к некомпенсируемому перекосу пружины и ее спаданию (отрыву) с выступа.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является упрощение монтажа отжимной пружины, прежде всего за счет исключения необходимости расклепывания дополнительного выступа и повышения надежности работы пружины в условиях ударных нагрузок и значительных вибраций за счет снижения возможности некомпенсируемого перекоса пружины и ее спадания с выступа.

Для достижения указанного технического результата в колодке дискового тормоза, включающей фрикционную накладку и металлический каркас, имеющий отходящий наружу радиальный выступ, на котором выполнен дополнительный радиальный выступ, дополнительный радиальный выступ выполнен высотой 0,51,0 высоты радиального выступа.

Существенные признаки заявляемого изобретения "дополнительный радиальный выступ выполнен высотой 0,51,0 высоты радиального выступа" являются отличительными от признаков прототипа.

Изобретение поясняется чертежами, на фиг.1 которых представлена колодка, вид со стороны поверхности трения фрикционной накладки; на фиг.2 - вид А - радиальный выступ и дополнительный радиальный выступ.

Колодка содержит плоский металлический каркас 1 и фрикционную накладку (полимерный композиционный фрикционный элемент) 2. Периферический край каркаса содержит выступ 3, который расположен радиально по отношению к центру вращения тормозного диска и дополнительный выступ 4, также являющийся радиальным по отношению к центру вращения тормозного диска. Высота h дополнительного радиального выступа составляет 0,51,0 высоты Н радиального выступа, то есть h=0,51,0 H.

Конкретным примером заявляемого изобретения является колодка дискового тормоза автомобиля "ОКА", фрикционный элемент которого выполнен из полимерного фрикционного композита ТИИР-240, а металлический каркас содержит радиальный выступ высотой Н~5 мм и дополнительный радиальный выступ высотой h~ 4 мм. Таким образом, в конкретном примере h~0,8 Н, то есть высота дополнительного выступа составляет ~80% от величины радиального выступа.

Изготовление дополнительного радиального выступа с высотой, не меньшей 50% от высоты радиального выступа, позволяет фиксировать пружину на колодке без расклепывания дополнительного выступа, так как его длины достаточно, чтобы избежать спадания пружины в условиях ударных нагрузок и вибраций в условиях реальной эксплуатации. Отсутствие расклепки позволяет избежать изменения размеров и формы дополнительного выступа, что существенно снижает возможность заклинивания пружины в перекошенном состоянии и значительно повышает возможности компенсации перекоса пружины.

Однако нежелательна высота дополнительного выступа h, большая высоты Н радиального выступа, так как из-за чрезмерной длины дополнительного выступа возрастает возможность его изгибания и деформации в процессе эксплуатации и монтажа колодки, в результате чего возможно ухудшение эксплуатационных характеристик колодки.

Формула изобретения

Колодка дискового тормоза, включающая фрикционную накладку и металлический каркас, имеющий отходящий наружу радиальный выступ, на котором выполнен дополнительный радиальный выступ, отличающаяся тем, что дополнительный радиальный выступ выполнен с высотой 0,51,0 высоты радиального выступа.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2