Колодка дискового тормоза

Реферат

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению и предназначено предпочтительно для дисковых тормозов автотранспортных средств. Заявленная колодка включает фрикционную накладку и металлический каркас, имеющий отходящий наружу радиальный выступ, на котором выполнен дополнительный радиальный выступ. При этом дополнительный радиальный выступ выполнен с сужением в зоне соединения с радиальным выступом. Техническим результатом является упрощение монтажа и повышение надежности работы. 2 ил.

Изобретение относится к применяемым в дисковых тормозах автотранспорта и различной технике тормозным колодкам, имеющим специальные выступы для пружин радиального отжатия тормозных колодок.

Аналогом заявляемого изобретения является колодка дискового тормоза, включающая фрикционную накладку и металлический каркас, имеющий отходящий наружу радиальный выступ (см. патент США 4498564, МПК 7 F 16 D 65/02, 1985). Существенные признаки аналога "фрикционная накладка и металлический каркас, имеющий отходящий наружу радиальный выступ" совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком аналога является сложность монтажа отжимной пружины на колодке, прежде всего из-за необходимости расклепывания выступа для фиксации пружины или сложности конструкции пружины, а также недостаточная надежность работы пружины в условиях ударных нагрузок и значительных вибраций, приводящих к ослаблению соединения пружины с выступом и к возможности ее некомпенсируемого перекоса и отрыва.

Прототипом заявляемого изобретения является колодка дискового тормоза, включающая фрикционную накладку и металлический каркас, имеющий отходящий наружу радиальный выступ, на котором выполнен дополнительный радиальный выступ, при этом высота дополнительного радиального выступа составляет 0,4 от высоты радиального выступа (см. чертеж к Техническим условиям 38.114427-93 "Накладка с колодкой дискового тормоза для автомобиля ВАЗ-1111 и его модификаций", 1993 г.). Существенные признаки прототипа "фрикционная накладка и металлический каркас, имеющий отходящий наружу радиальный выступ, на котором выполнен дополнительный радиальный выступ" совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком прототипа также является сложность монтажа отжимной пружины на колодке, прежде всего из-за необходимости расклепывания дополнительного выступа для фиксации пружины, и недостаточная надежность работы пружины в условиях ударных нагрузок и значительных вибраций, приводящих к ослаблению соединения пружины с дополнительным выступом, что может привести к некомпенсируемому перекосу пружины и ее спаданию (отрыву) с выступа.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является упрощение монтажа отжимной пружины, прежде всего за счет исключения необходимости расклепывания дополнительного выступа и повышения надежности работы пружины в условиях ударных нагрузок и значительных вибраций за счет снижения возможности некомпенсируемого перекоса пружины и ее спадания с выступа.

Для достижения указанного технического результата в колодке дискового тормоза, включающей фрикционную накладку и металлический каркас, имеющий отходящий наружу радиальный выступ, на котором выполнен дополнительный радиальный выступ, дополнительный радиальный выступ выполнен с сужением в зоне соединения с радиальным выступом.

Существенные признаки заявляемого изобретения "дополнительный радиальный выступ выполнен с сужением в зоне соединения с радиальным выступом" являются отличительными от признаков прототипа.

Изобретение поясняется чертежом, на фиг.1 которого представлена колодка, вид со стороны поверхности трения фрикционной накладки; на фиг.2 - вид А - радиальный выступ и дополнительный радиальный выступ.

Колодка содержит плоский металлический каркас 1 и фрикционную накладку (полимерный композиционный фрикционный элемент) 2. Периферический край каркаса содержит выступ 3, который расположен радиально по отношению к центру вращения тормозного диска и дополнительный выступ 4, также являющийся радиальным по отношению к центру вращения тормозного диска. Ширина дополнительного радиального выступа в зоне, близкой к радиальному выступу, меньше ширины остальной части дополнительного выступа.

Конкретным примером заявляемого изобретения является колодка дискового тормоза автомобиля "ОКА", фрикционный элемент которой выполнен из полимерного фрикционного композита ТИИР-240, а металлический каркас содержит радиальный выступ с шириной Н~11 мм и дополнительный радиальный выступ с шириной h~ 4,3 мм. Дополнительный выступ имеет сужение, где ширина дополнительного выступа составляет ~3,9 мм.

Изготовление дополнительного радиального выступа с сужением позволяет фиксировать пружину на колодке без расклепывания дополнительного выступа, так как монтаж пружины на выступ можно выполнить с натягом в широкой зоне, при этом пружина в узкой зоне будет иметь достаточный люфт. В результате удается избежать спадания пружины в условиях ударных нагрузок и вибраций в условиях реальной эксплуатации. Отсутствие расклепки позволяет избежать изменения размеров и формы дополнительного выступа (что существенно снижает возможность заклинивания пружины в перекошенном состоянии), а достаточный люфт в узкой зоне выступа значительно повышает возможности компенсации перекоса пружины и снижает возможность ее заклинивания.

Формула изобретения

Колодка дискового тормоза, включающая фрикционную накладку и металлический каркас, имеющий отходящий наружу радиальный выступ, на котором выполнен дополнительный радиальный выступ, отличающаяся тем, что дополнительный радиальный выступ выполнен с меньшей шириной в зоне соединения с радиальным выступом.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2