Устройство автоматической блокировки

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к устройствам сигнализации, централизации и блокировки на железнодорожном транспорте. Устройство содержит блок контроля рельсовых цепей, включающий генераторы, соединенные с началами рельсовых цепей, и приемники, соединенные с концами рельсовых цепей. Имеются также источник переменного тока, блок управления светофором, блок контроля лампы красного огня светофора, блок замыкания блок-участка, средство вспомогательного размыкания, блок сигнального реле желтого огня. Последний подключен двумя входами к выходу свободности блок-участка блока контроля рельсовых цепей и к выходу разомкнутости блок-участка блока замыкания блок-участка. Кроме того, устройство снабжено блоком контроля работы сигнального реле желтого огня, ключевым элементом, блоком выдержки времени, блоком формирования сигнала на размыкание блок-участка, блоком формирования пускового сигнала, блоком формирования инверсного сигнала и блоком контроля питания. Блок контроля работы сигнального реле желтого огня подключен первыми входами к выходам свободности и занятости блок-участка блока контроля рельсовых цепей, а вторыми входами - к выходам разрешения и запрещения блока сигнального реле желтого огня. Ключевой элемент подключен управляющим входом к выходу блока контроля работы сигнального реле желтого огня, сигнальным входом - к выходу источника переменного тока, а выходом - к входу блока управления светофором. Вход блока контроля питания подключен к выходу разомкнутости блок-участка блока замыкания блок-участка, следующего по ходу движения поезда, выход отсутствия питания соединен с первым входом блока формирования пускового сигнала, а выход наличия питания - с третьим входом блока сигнального реле желтого огня. Выход разрешения блока сигнального реле желтого огня через блок формирования инверсного сигнала соединен со вторым входом блока формирования пускового сигнала. Третий, четвертый, пятый и шестой входы блока формирования пускового сигнала подключены соответственно к выходу средства вспомогательного размыкания, выходу замкнутости блок-участка блока замыкания блок-участка, следующего по ходу движения поезда, выходу блока контроля лампы красного огня светофора, ограждающего следующий по ходу движения блок-участок, и к выходу замкнутости блок-участка блока замыкания блок-участка. Выход блока формирования пускового сигнала соединен с первым входом блока формирования сигнала на размыкание блок-участка. Второй и третий, четвертый и пятый входы блока формирования сигнала на размыкание блок-участка подключены соответственно к выходам свободности и занятости блок-участка блока контроля рельсовых цепей, к выходу замкнутости блок-участка, предыдущего по ходу движения поезда, блока контроля рельсовых цепей и к выходу разомкнутости блок-участка блока замыкания блок-участка, предыдущего по ходу движения поезда. Блок формирования сигнала на размыкание блок-участка подключен через блок выдержки времени к входу возбуждения блока замыкания блок-участка. Первый и второй входы этого блока соединены соответственно с выходом разрешения блока сигнального реле желтого огня светофора, ограждающего блок-участок, и выходом разрешения блока сигнального реле желтого огня светофора, ограждающего предыдущий по ходу движения поезда блок-участок. Изобретение позволяет повысить надежность работы данного устройства за счет контроля правильности работы блоков, влияющих на безопасность движения. 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к устройствам сигнализации, централизации и блокировки на железнодорожном транспорте, в частности к устройствам интервального регулирования движения поездов на перегонах.

Известно устройство автоматической блокировки с централизованным размещением оборудования, содержащее рельсовые цепи между путевыми светофорами, ограждающими блок-участки. Генераторы и приемники для контроля рельсовых цепей располагаются на постах электрической централизации и соединяются с рельсами с помощью кабельных линий. На центральном пункте расположены блоки для управления путевыми светофорами, с которыми они связаны кабельными линиями (см. Дмитриев B.C., Минин В.А. Системы автоблокировки с рельсовыми цепями тональной частоты. - М.:Транспорт, 1992. С.57).

Недостатком устройства является возможность появления разрешающего показания на светофоре в случае, когда рельсовая цепь после занятия ее поездом теряет шунтовую чувствительность (ложная свободность рельсовой цепи).

Наиболее близким к заявленному является устройство автоматической блокировки с централизованным размещением оборудования, содержащее блок контроля рельсовых цепей, включающий генераторы, соединенные питающими выходами с началами рельсовых цепей, и приемники, соединенные с концами рельсовых цепей, источник переменного тока, блок управления светофором, блок контроля лампы красного огня светофора, блок замыкания блок-участка, средство вспомогательного размыкания, блок сигнального реле желтого огня, подключенный первым входом к выходу свободности блок-участка блока контроля рельсовых цепей, а вторым входом к выходу разомкнутости блок-участка блока замыкания блок-участка (см. Типовые материалы для проектирования. 410003 - ТМП. Автоблокировка с тональными рельсовыми цепями и централизованным размещением оборудования АБТЦ-2000. Альбом 3. МПС ГТСС, с.8, с.21, с.26, с.38-40).

Устройство обеспечивает замыкание блок-участка, ограждаемого перегонным светофором при проследовании поезда, и размыкает его с проверкой выполнения последовательности освобождения рельсовых цепей и при условии замыкания следующего блок-участка по ходу движения поезда. При сбоях предусмотрено искусственное размыкание с помощью средства вспомогательного размыкания.

Недостатками устройства, ухудшающими условия обеспечения безопасности движения поездов, являются:

- если последовательность освобождения рельсовых цепей будет нарушена вследствие внешних воздействий, например, при работах по обслуживанию устройств, выполняемых после прохода поезда, блок-участок останется в замкнутом состоянии, а на ограждающем его светофоре сохранится запрещающее показание, что вызывает неоправданные задержки в движении поездов;

- при опасном отказе в одном из блоков замыкания блок-участка, когда блок-участок оказывается разомкнутым, все последующие по ходу движения поезда блок-участки не будут замыкаться, что ухудшает условия обеспечения безопасности движения поездов;

- при опасном отказе сигнального реле желтого огня занятый поездом блок-участок не будет ограждаться запрещающим показанием путевого светофора, что непосредственно влияет на безопасность движения поездов;

- искусственное размыкание блок-участка осуществляется без проверки свободности блок-участка, что может привести к нарушению безопасности движения поездов;

- не обеспечивается автоматическое восстановление работоспособности автоблокировки после выключения и последующего включения источника постоянного тока;

- размыкание блок-участка осуществляется без выдержки времени, которая должна быть не меньше возможной длительности потери шунтовой чувствительности рельсовой цепи при движении короткой подвижной единицы, что ухудшает условия обеспечения безопасности движения поездов;

- размыкание блок-участка происходит без проверки того, что на следующем по ходу движения блок-участке включен красный огонь, что ухудшает условия обеспечения безопасности движения поездов.

Техническим результатом изобретения является повышение надежности работы устройства автоматической блокировки с централизованным размещением оборудования за счет контроля правильности работы блоков, влияющих на безопасность движения.

Технический результат достигается тем, что устройство автоматической блокировки с централизованным размещением оборудования, содержащее блок контроля рельсовых цепей, включающий генераторы, соединенные питающими выходами с началами рельсовых цепей, и приемники, соединенные с концами рельсовых цепей, источник переменного тока, блок управления светофором, блок контроля лампы красного огня светофора, блок замыкания блок-участка, средство вспомогательного размыкания, блок сигнального реле желтого огня, подключенный первым входом к выходу свободности блок-участка блока контроля рельсовых цепей, а вторым входом к выходу разомкнутости блок-участка блока замыкания блок-участка, согласно изобретению снабжено блоком контроля работы сигнального реле желтого огня, подключенным первыми входами к выходам свободности и занятости блок-участка блока контроля рельсовых цепей, а вторыми входами к выходам разрешения и запрещения блока сигнального реле желтого огня, ключевым элементом, подключенным управляющим входом к выходу блока контроля работы сигнального реле желтого огня, сигнальным входом к выходу источника переменного тока, а выходом - к входу блока управления светофором, блоком выдержки времени, блоком формирования сигнала на размыкание блок-участка, блоком формирования пускового сигнала, блоком формирования инверсного сигнала, блоком контроля питания, вход которого подключен к выходу разомкнутости блок-участка блока замыкания блок-участка, выход отсутствия питания соединен с первым входом блока формирования пускового сигнала, а выход наличия питания соединен с третьим входом блока сигнального реле желтого огня, выход разрешения блока сигнального реле желтого огня через блок формирования инверсного сигнала соединен со вторым входом блока формирования пускового сигнала, у которого третий, четвертый, пятый и шестой входы подключены соответственно к выходу блока средства вспомогательного размыкания, выходу замкнутости блок-участка блока замыкания блок-участка, следующего по ходу движения поезда, выходу блока контроля лампы красного огня светофора, ограждающего следующий по ходу движения блок-участок, и к выходу замкнутости блок-участка блока замыкания блок-участка, при этом выход блока формирования пускового сигнала соединен с первым входом блока формирования сигнала на размыкание блок-участка, у которого второй и третий, четвертый и пятый входы подключены соответственно к выходам свободности и занятости блок-участка блока контроля рельсовых цепей, к выходу замкнутости блок-участка, предыдущего по ходу движения поезда, блока контроля рельсовых цепей и к выходу разомкнутости блок-участка блока замыкания блок-участка, предыдущего по ходу движения поезда, при этом блок формирования сигнала на размыкание блок-участка подключен через блок выдержки времени к входу возбуждения блока замыкания блок-участка, первый и второй входы этого блока соединены соответственно с выходом разрешения блока сигнального реле желтого огня светофора, ограждающего блок-участок, и выходом разрешения блока сигнального реле желтого огня светофора, ограждающего предыдущий по ходу движения поезда блок-участок.

В результате анализа патентной и научно-технической информации не выявлено аналогичных систем автоблокировки с централизованным размещением оборудования, в которых обеспечивается контроль правильности работы блоков, влияющих на безопасность движения, за счет чего исключается включение разрешающего показания на светофоре при неправильной работе аппаратуры. Это обстоятельство позволяет сделать вывод о новизне заявленного изобретения, его соответствии изобретательскому уровню и возможности использования в современных системах автоблокировки.

Сущность изобретения поясняется чертежом (фиг.1), на котором изображена функциональная схема устройства автоматической блокировки с централизованным размещением оборудования.

Устройство содержит путевые проходные светофоры 1, 2, 3 и 4, ограждающие блок-участки и устанавливаемые на границах блок-участков, рельсовые цепи 5, 6, 7, 8, 9, 10, блок 11 контроля рельсовых цепей, включающий генераторы (на чертеже не показано), соединенные с началами рельсовых цепей 5, 6 и 7, 8 и 9, 10, и приемники (на чертеже не показано), соединенные с концами рельсовых цепей 5 и 6, 7 и 8, 9 и 10, источник 12 переменного тока, блок 13 управления светофором 2, блок 14 контроля лампы красного огня светофора 3, блок 15 замыкания блок-участка, ограждаемого светофором 2, блок 16 замыкания блок-участка, ограждаемого светофором 1, блок 17 замыкания блок-участка, ограждаемого светофором 3, средство 18 вспомогательного размыкания блок-участка, ограждаемого светофором 2, блок 19 сигнального реле желтого огня светофора 2, подключенный первым входом к выходу свободности блок-участка, ограждаемого светофором 2, блока 11 контроля рельсовых цепей, а вторым входом к выходу разомкнутости блок-участка блока 15 замыкания блок-участка, ограждаемого светофором 2, блок 20 сигнального реле желтого огня светофора 1, блок 21 контроля работы сигнального реле желтого огня, подключенный первыми входами к выходам свободности и занятости блок-участка, ограждаемого светофором 2, блока 11 контроля рельсовых цепей, а вторыми входами к выходам разрешения и запрещения блока 19 сигнального реле желтого огня светофора 2, ключевой элемент 22, подключенный управляющим входом к выходу блока 21 контроля работы сигнального реле желтого огня, сигнальным входом к выходу источника 12 переменного тока, а выходом - к входу блока 13 управления светофором 2, блок 23 выдержки времени, блок 24 формирования сигнала на размыкание блок-участка, ограждаемого светофором 2, блок 25 формирования пускового сигнала, блок 26 формирования инверсного сигнала сигнального реле желтого огня светофора 2, блок 27 контроля питания, вход которого подключен к выходу разомкнутости блок-участка блока 15 замыкания блок-участка ограждаемого светофором 2, выход отсутствия питания соединен с первым входом блока 25 формирования пускового сигнала, а выход наличия питания соединен с третьим входом блока 19 сигнального реле желтого огня, выход разрешения блока 19 сигнального реле желтого огня светофора 2 через блок 26 формирования инверсного сигнала сигнального реле желтого огня светофора 2 соединен со вторым входом блока 25 формирования пускового сигнала, у которого третий, четвертый, пятый и шестой входы подключены соответственно к выходу средства 18 вспомогательного размыкания блок-участка, ограждаемого светофором 2, выходу замкнутости блок-участка блока 17 замыкания блок-участка, следующего по ходу движения поезда, ограждаемого светофором 3, выходу блока 14 контроля лампы красного огня светофора 3, ограждающего следующий по ходу движения блок-участок, и к выходу замкнутости блок-участка блока 15 замыкания блок-участка, ограждаемого светофором 2, при этом выход блока 25 формирования пускового сигнала соединен с первым входом блока 24 формирования сигнала на размыкание блок-участка, у которого второй и третий, четвертый и пятый входы подключены соответственно к выходам свободности и занятости блок-участка, ограждаемого светофором 2, блока 11 контроля рельсовых цепей, к выходу замкнутости блок-участка, предыдущего по ходу движения поезда, ограждаемого светофором 1, блока 11 контроля рельсовых цепей и к выходу разомкнутости блок-участка блока 16 замыкания блок-участка, предыдущего по ходу движения поезда, ограждаемого светофором 1, при этом блок 24 формирования сигнала на размыкание блок-участка подключен через блок 23 выдержки времени к входу возбуждения блока 15 замыкания блок-участка, первый и второй входы этого блока 15 соединены соответственно с выходом разрешения блока 19 сигнального реле желтого огня светофора 2, ограждающего блок-участок, и выходом разрешения блока 20 сигнального реле желтого огня светофора 1, ограждающего предыдущий по ходу движения поезда блок-участок.

Устройство работает следующим образом.

В нормальном состоянии при свободности рельсовых цепей 5, 6, 7, 8, 9, 10 присутствуют сигналы на выходах свободности блок-участков, ограждаемых светофорами 1 и 2 блока 11 контроля рельсовых цепей. Присутствуют сигналы на выходах разомкнутости блок-участков блоков 15 и 16 замыкания блок-участков, ограждаемых светофорами 2 и 1. Блоки 16 и 17 замыкания блок-участков, ограждаемых светофорами 1 и 3, подключены аналогично блоку 15 замыкания блок-участка, ограждаемого светофором 2 (не показано). Присутствует сигнал на выходе блока 27 контроля питания. Присутствуют сигналы на выходах разрешения блоков 19 и 20 сигнальных реле желтого огня светофоров 2 и 1. Блок 20 подключен аналогично блоку 19 (не показано). Блок 21 контроля работы сигнального реле желтого огня фиксирует совпадение значений сигналов на выходе разрешения блока 19 и выходе свободности блок-участка, ограждаемого светофором 2, блока 11 контроля рельсовых цепей, вследствие чего появляется сигнал на управляющем входе ключевого элемента 22 и сигнал от источника 12 переменного тока поступает в блок 13 управления светофором 2, на котором включается разрешающий огонь (не показано). Если блоком 21 контроля работы сигнального реле желтого огня будет зафиксирована неравнозначность сигналов на выходах разрешения и запрещения блока 19 и на выходах свободности и занятости блок-участка, ограждаемого светофором 2, блока 11 контроля рельсовых цепей, сигнал на управляющем входе ключевого элемента исчезает, источник 12 переменного тока отключается и блок 13 управления светофором 2 включит на светофоре запрещающий огонь (не показано), что повышает безопасность движения поездов. Сигналы на выходах блока 24 формирования сигнала на размыкание блок-участка и блока 25 формирования пускового сигнала отсутствуют.

При вступлении поезда на рельсовую цепь 5 на светофоре 1 включается запрещающий огонь (не показано), исчезает сигнал на выходе разрешения блока 20 сигнального реле желтого огня светофора 1 и соответственно на втором входе блока 15. Блок-участок, ограждаемый светофором 2, переходит в режим предварительного замыкания. При вступлении поезда на рельсовую цепь 7 исчезает сигнал на выходе свободности блок-участка, ограждаемого светофором 2, блока 11 контроля рельсовых цепей, и соответственно на первом входе блока 19 сигнального реле желтого огня. Вследствие этого исчезают сигналы на выходе разрешения блока 19 и на первом входе блока 15. Происходит предварительное замыкание блок-участка, ограждаемого светофором 3 (не показано), и окончательное замыкание блок-участка, ограждаемого светофором 2, на котором включается запрещающий огонь (не показано). На выходе замкнутости блок-участка блока 15 появляется сигнал.

Появляется сигнал на выходе запрещения блока 19, который через блок 26 формирования инверсного сигнала сигнального реле желтого огня светофора 2 поступает на второй вход блока 25 формирования пускового сигнала.

При вступлении поезда на рельсовую цепь 9 происходит окончательное замыкание блок-участка, ограждаемого светофором 3, на котором включается красный огонь (не показано). Появляются сигналы на выходе блока 14 контроля лампы красного огня и на выходе замкнутости блок-участка блока 17 замыкания блок-участка, ограждаемого светофором 3. Эти сигналы поступают на входы блока 25 формирования пускового сигнала. На его выходе появляется сигнал с проверкой выполнения условий: замкнут блок-участок, ограждаемый светофором 2, замкнут следующий по ходу движения поезда блок-участок, ограждаемый светофором 3, и на нем горит красный огонь, блок 19 сигнального реле желтого огня выдает сигнал на выходе запрещения. Сигнал с выхода блока 25 формирования пускового сигнала поступает на первый вход блока 24 формирования сигнала на размыкание блок-участка. После появления сигнала на выходе свободности блок-участка, ограждаемого светофором 2, блока 11 контроля рельсовых цепей появляется сигнал на втором входе блока 24 формирования сигнала на размыкание блок-участка и, как следствие, на его выходе. С задержкой во времени, величина которой контролируется блоком 23 выдержки времени, сигнал с выхода блока 24 формирования сигнала на размыкание блок-участка поступает на вход возбуждения блока 15 замыкания блок-участка, ограждаемого светофором 2. Этот блок-участок размыкается. Устройство приходит в исходное состояние с контролем правильности работы блоков, влияющих на безопасность движения поездов.

При начале работ по обслуживанию устройств в момент, когда поезд проследовал за светофор 2 и произошло размыкание блок-участка, ограждаемого светофором 1, может произойти дополнительное выключение путевых приемников рельсовых цепей 6 и 7. В этом случае последовательность освобождения рельсовых цепей будет нарушена, однако вследствие появления сигналов на третьем, четвертом и пятом входах блока 24 формирования сигнала на размыкание блок-участка появится сигнал на его выходе и после освобождения блок-участков, ограждаемых светофорами 2 и 1, произойдет размыкание блок-участка, ограждаемого светофором 2. Устройство приходит в исходное состояние с контролем условий обеспечения безопасности движения поездов.

Если размыкание блок-участка не произошло вследствие случайных сбоев в работе, то требуется осуществить искусственное размыкание. Оно выполняется с помощью средства 18 вспомогательного размыкания, которое воздействует на третий вход блока 25 формирования пускового сигнала, который обеспечивает появление сигнала на выходе блока 24 формирования сигнала на размыкание блок-участка с проверкой наличия сигналов на выходе запрещения блока 19 и на выходе свободности блок-участка, ограждаемого светофором 2, блока 11 контроля рельсовых цепей, что повышает безопасность движения поездов.

При выключении и последующем включении питания постоянного тока блок-участок может оказаться замкнутым. В этом случае появляется сигнал на выходе отсутствия питания блока 27 контроля питания, вследствие чего происходит автоматическое размыкание блок-участка, так же, как и при воздействии средства 18 вспомогательного размыкания. После размыкания блок-участка восстанавливается сигнал на выходе наличия питания и исчезает на выходе отсутствия питания блока 27 контроля питания. Устройство приходит в исходное состояние с контролем правильности работы блоков, влияющих на безопасность движения поездов.

Одна из возможных реализации изобретения с использованием дискретных электронных и релейных элементов представлена на фиг.2, где:

в блоке 11 контроля рельсовых цепей

- реле 28 с контактом 28.1 контроля свободности блок-участка, ограждаемого светофором 2;

- реле 29 с контактом 29.1 контроля свободности и занятости блок-участка, ограждаемого светофором 1;

в блоке 14 контроля исправности лампы красного огня светофора 3

- реле 30 с контактом 30.1 контроля исправности лампы красного огня светофора 3;

в блоке 15 замыкания блок-участка, ограждаемого светофором 2

- элемент 31 ИЛИ;

- реле 32 с контактом 33 замыкания блок-участка, ограждаемого светофором 2;

в блоке 16 замыкания блок-участка, ограждаемого светофором 1

- реле 34 с контактом 35 замыкания блок-участка, ограждаемого светофором 1;

в блоке 17 замыкания блок-участка, ограждаемого светофором 3

- реле 36 с контактом 37 замыкания блок-участка, ограждаемого светофором 3;

в средстве 18 вспомогательного размыкания блок-участка, ограждаемого светофором 2

- кнопка 38 для искусственного размыкания блок-участка, ограждаемого светофором 2;

в блоке 19 сигнального реле желтого огня светофора 2

- элемент 39 И;

- реле 40 с контактом 41 сигнального реле желтого огня светофора 2;

в блоке 20 сигнального реле желтого огня светофора 1

- реле 42 с контактом 43 сигнального реле желтого огня светофора 1;

в блоке 21 контроля работы сигнального реле желтого огня

- элементы 44 и 45, реализующие логическую операцию равнозначности;

- элемент 46 ИЛИ;

в блоке 24 формирования сигнала на размыкание блок-участка, ограждаемого светофором 2

- элементы 47, 48 и 52 И;

- элемент 49 ИЛИ;

- реле 50 с контактом 51 формирования сигнала на размыкание блок-участка, ограждаемого светофором 2;

в блоке 25 формирования пускового сигнала

- элементы 53, 54, 55 И;

- элемент 56 ИЛИ;

- реле 57с контактом 58 реле формирования пускового сигнала для размыкания блок-участка, ограждаемого светофором 2;

в блоке 26 формирования инверсного сигнала сигнального реле желтого огня светофора 2

- реле 59 с контактом 60 обратный повторитель сигнального реле желтого огня светофором 2;

- реле 61 с контактом 62 повторитель обратного повторителя сигнального реле желтого огня светофора 2;

в блоке 27 контроля питания

- реле 63 с контактом 64 для формирования сигналов наличия и отсутствия питания постоянного тока и контактом 63.1 для включения цепи самоблокировки.

В нормальном состоянии при свободности рельсовых цепей 5, 6, 7, 8, 9, 10 в блоке контроля рельсовых цепей 11 возбуждены реле 28 и 29 и замкнут фронтовой контакт 28.1. В блоках 15 и 16 возбуждены реле 32 и 34, фронтовые контакты 33 и 35 замкнуты. В блоке 27 реле 63 под током, его фронтовой контакт 64 замкнут. В блоках 19 и 20 сигнальных реле желтого огня светофоров 2 и 3 реле 40 и 42 возбуждены, фронтовые контакты 41 и 43 замкнуты. В блоке 21 на входы элемента 44 равнозначности подаются одинаковые сигналы через фронтовые контакты 28.1 реле 28 и 41 реле 40, вследствие чего на выходе элемента 44 появляется сигнал, который через элемент 46 ИЛИ подается на управляющий вход ключевого элемента 22, который открывается и сигнал от источника 12 переменного тока поступает в блок 13 управления светофором 2, на котором включается разрешающий огонь (не показано). Если сигналы на входе элемента 44 будут неравнозначны, сигнал на выходе элемента 44 будет отсутствовать и ключевой элемент 22 будет закрыт, источник 12 переменного тока отключится и блок 13 управления светофором 2 включит на светофоре запрещающий огонь (не показано), что повышает безопасность движения поездов. В блоках 24 и 25 реле 50 формирования сигнала на размыкание блок-участка и 57 формирования пускового сигнала выключены, контакты 51 и 58 разомкнуты.

При вступлении поезда на рельсовую цепь 5 выключается реле 42 и на путевом светофоре 1 включается красный огонь (не показано). Контакт 43 реле 42 размыкается, вследствие чего блок-участок, ограждаемый светофором 2, переходит в режим предварительного замыкания. При вступлении поезда на рельсовую цепь 7 выключается реле 28 в блоке контроля рельсовых цепей 11. Контакт 28.1 размыкается, вследствие этого в блоке 19 выключается сигнальное реле желтого огня 40 светофора 2. При размыкании фронтового контакта 41 реле 40 происходит предварительное замыкание блок-участка, ограждаемого светофором 3 (не показано), и окончательное замыкание блок-участка, ограждаемого светофором 2, на котором включается запрещающий огонь (не показано). В блоке 15 реле 32 размыкает фронтовой контакт 33 и замыкает тыловой. Через тыловой контакт подается сигнал на вход элемента 53 И в блоке 25. При отпадании якоря реле 40 в блоке 19 и замыкании тылового контакта 41 притягивает якорь в блоке 26 реле 59, через контакт 60 включается реле 61 и замыкается его контакт 62, через который подается сигнал на вход элемента 53 И в блоке 25. При вступлении поезда на рельсовую цепь 9 происходит окончательное замыкание блок-участка, ограждаемого светофором 3, на котором включается красный огонь (не показано). В блоке 17 выключается реле 36, через его замкнутый контакт 37 подается сигнал на вход элемента 53 И. В блоке 14 притягивает якорь реле 30, контролирующее горение красного огня на светофоре 3. Через замкнутый контакт 30.1 подается сигнал на вход элемента 53 И в блоке 25. На все четыре входа элемента 53 И поступают сигналы, вследствие чего срабатывает реле 57 в блоке 25 и замыкает свой контакт 58. При этом проверяется выполнение условий: замкнут блок-участок, ограждаемый светофором 2, замкнут следующий по ходу движения поезда блок-участок, ограждаемый светофором 3 и на нем горит красный огонь, сигнальное реле желтого огня светофора 2 выключено и замыкает тыловой контакт.

Через замкнутый контакт 58 реле 57 сигнал подается в блок 24 формирования сигнала на размыкание блок-участка на вход элемента 48 И. После освобождения блок-участка, ограждаемого светофором 2, что фиксируется срабатыванием в блоке контроля рельсовых цепей 11 реле 28 и замыкания его фронтового контакта 28.1, на второй вход элемента 48 И подается сигнал, вследствие чего срабатывает реле 50 и замыкает контакт 51. Через замкнутые контакты 51 реле 50 и 28.1 реле 28 на входы элемента 52 И поступают сигналы, вследствие чего на выходе появляется сигнал, который подается на вход блока 23, представляющего собой стандартное устройство для контроля нормируемой величины временного интервала (см. например, 410003 - ТМП, альбом 3, с. 51, МПС, ГТСС). С выхода блока 23 сигнал через элемент 31 ИЛИ поступает на реле 32 в блоке 15 замыкания блок-участка, ограждаемого светофором 2. Реле 32 притягивает якорь. Через его замкнутый контакт 33 подается сигнал на вход элемента 39 И в блоке 19. На другие входы элемента 39 И подаются сигналы через замкнутые контакты 28.1 реле 28 блока 11 и 64 реле 63 блока 27. Вследствие этого реле 40 в блоке 19 притягивает якорь, замыкает контакт 41, и блок-участок, ограждаемый светофором 2, оказывается разомкнут. Устройство приходит в исходное состояние с контролем правильности работы блоков, влияющих на безопасность движения поездов.

При нарушении последовательности освобождения рельсовых цепей при производстве работ по обслуживанию устройств, когда рельсовые цепи 6 и 7 шунтируются после размыкания блок-участка, ограждаемого светофором 1, происходит автоматическое размыкание блок-участка, ограждаемого светофором 2, после освобождения рельсовых цепей 5, 6, 7, 8. В этом случае срабатывание реле 50 формирования сигнала на размыкание блок-участка в блоке 24 происходит с помощью элемента 47 И, на входы которого подаются сигналы через замкнутые контакты 35 реле 34, 29.1 реле 29 и замкнутый тыловой контакт 28.1 реле 28.

Искусственное размыкание блок-участка, ограждаемого светофором 2, осуществляется нажатием кнопки 38 в средстве 18, при этом реле 57 формирования пускового сигнала в блоке 25 возбуждается через элементы 54 ИЛИ, 55 И, 56 ИЛИ с контролем, что сигнальное реле желтого огня светофора 2 замыкает тыловой контакт. Через замкнутый контакт 58 реле 57 подается сигнал на вход элемента 48 И блока 24. В дальнейшем выполняется размыкание блок-участка с контролем его свободности, что повышает безопасность движения поездов.

При выключении и последующем включении питания постоянного тока блок-участок может оказаться замкнутым. В этом случае отпускает якорь реле 63 и замыкает тыловой контакт 64, вследствие этого происходит автоматическое размыкание блок-участка. Алгоритм работы схемы такой же, как и при нажатии кнопки 38 в средстве 18. После размыкания блок-участка, ограждаемого светофором 2, возбуждается реле 32, через его замкнутый фронтовой контакт 33 срабатывает реле 63 и становится на самоблокировку через собственный контакт 63.1. Устройство приходит в исходное состояние с контролем правильности работы блоков, влияющих на обеспечение безопасности движения поездов.

Внедрение предлагаемого устройства в системах автоблокировки с централизованным размещением оборудования позволит повысить безопасность движения поездов.

Устройство автоматической блокировки с централизованным размещением оборудования, содержащее блок контроля рельсовых цепей, включающий генераторы, соединенные питающими выходами с началами рельсовых цепей, и приемники, соединенные с концами рельсовых цепей, источник переменного тока, блок управления светофором, блок контроля лампы красного огня светофора, блок замыкания блок-участка, средство вспомогательного размыкания, блок сигнального реле желтого огня, подключенный первым входом к выходу свободности блок-участка блока контроля рельсовых цепей, а вторым входом - к выходу разомкнутости блок-участка блока замыкания блок-участка, отличающееся тем, что оно снабжено блоком контроля работы сигнального реле желтого огня, подключенным первыми входами к выходам свободности и занятости блок-участка блока контроля рельсовых цепей, а вторыми входами - к выходам разрешения и запрещения блока сигнального реле желтого огня, ключевым элементом, подключенным управляющим входом к выходу блока контроля работы сигнального реле желтого огня, сигнальным входом к выходу источника переменного тока, а выходом - к входу блока управления светофором, блоком выдержки времени, блоком формирования сигнала на размыкание блок-участка, блоком формирования пускового сигнала, блоком формирования инверсного сигнала, блоком контроля питания, вход которого подключен к выходу разомкнутости блок-участка блока замыкания блок-участка, следующего по ходу движения поезда, выход отсутствия питания соединен с первым входом блока формирования пускового сигнала, а выход наличия питания соединен с третьим входом блока сигнального реле желтого огня, выход разрешения блока сигнального реле желтого огня через блок формирования инверсного сигнала соединен со вторым входом блока формирования пускового сигнала, у которого третий, четвертый, пятый и шестой входы подключены соответственно к выходу средства вспомогательного размыкания, выходу замкнутости блок-участка блока замыкания блок-участка, следующего по ходу движения поезда, выходу блока контроля лампы красного огня светофора, ограждающего следующий по ходу движения блок-участок, и к выходу замкнутости блок-участка блока замыкания блок-участка, при этом выход блока формирования пускового сигнала соединен с первым входом блока формирования сигнала на размыкание блок-участка, у которого второй и третий, четвертый и пятый входы подключены соответственно к выходам свободности и занятости блок-участка блока контроля рельсовых цепей, к выходу замкнутости блок-участка, предыдущего по ходу движения поезда, блока контроля рельсовых цепей и к выходу разомкнутости блок-участка блока замыкания блок-участка, предыдущего по ходу движения поезда, при этом блок формирования сигнала на размыкание блок-участка подключен через блок выдержки времени к входу возбуждения блока замыкания блок-участка, первый и второй входы этого блока соединены соответственно с выходом разрешения блока сигнального реле желтого огня светофора, ограждающего блок-участок, и выходом разрешения блока сигнального реле желтого огня светофора, ограждающего предыдущий по ходу движения поезда блок-участок.