Боковая опора кузова локомотива на тележку
Иллюстрации
Показать всеРеферат
@оттащитHo-тохничюсиъвт библиотека МБА
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (и) 539798
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 14.11.75 (21) 2189975/11 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 25.12.76. Бюллетень № 47
Дата опубликования описания 31.01.77 (51) М. Кл. В 61F 5/14
Государственный комитет
Совета Министров СССР (53) УДК 625.2,012.85 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения
В. В. Березин, Н. И. Григорьев, Л. К. Добрынин, А. И. Кокорев, А. В. Петров и Э. М. Сорочкин (71) Заявитель (54) БОКОВАЯ ОПОРА КУЗОВА ЛОКОМОТИВА
НА ТЕЛЕЖКУ
Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и касается конструкции узлов сопряжения кузова локомотива с тележкой.
Известна боковая опора кузова локомотива на тележку, рабочие поверхности которой описаны дугами постоянного радиуса и имеющая расположенные между верхней и нижней опорными плитами цилиндрические ролики, связанные в обойме и образующие перекатывающее устройство, обеспечивающее линейную характеристику возвращающей силы при относительном перемещении кузова и тележки в кривых участках пути (1).
При вписывании экипажа в кривые возникают большие нагрузки.
Известна также боковая опора, содержащая монтируемый на раме тележки корпус, в котором на опорной плите установлен комплект роликов, взаимодействующий с опорной плитой рамы кузова локомотива и заключенный в резинокордную оболочку, прикрепленную к опорной плите рамы кузова и заполненной рабочей жидкостью, находящейся под переменным регулируемым давлением, а также установленные между опорной плитой и днищем корпуса опоры тарельчатые пружины (2). Динамическое воздействие экипажа на путь с такими боковыми опорами также велико. Кроме того, известна боковая опора кузова локомотива на тележку, содержащая установленный на раме тележки корпус, в котором размещены нижняя и верхняя опорные плиты, между которыми расположены объединенные обоймой
5 ролики, а также опирающуюся на верхнюю опорную плиту шаровую опору, на которую через скользун, установленный в размещенном на раме кузове направляющем корпусе, опирается рама кузова (3). Однако вследствие
10 возникновения возвращающей силы в роликовом устройстве и сил трения между соприкасающимися поверхностями верхней опорной плиты и корпуса опоры увеличивается суммарный момент сил, препятствующих повороту
15 тележки относительно кузова, ухудшается воздействие локомотива на путь в кривых малого радиуса и увеличивается износ гребней колес и рельсов.
Цель изобретения — снижение бокового воз20 действия локомотива на путь в кривых малого радиуса.
Для этого на шаровой опоре ниже скользуна установлена с возможностью поворота вокруг вертикальной оси прямоугольная направ25 ляющая рамка, имеющая на наружной поверхности антифрикционные накладки, и расположенная по отношению к боковой поверхности направляющего корпуса со стороны шкворня тележки с зазором, величина которо30 го определяется по формуле
539798
Л =R(1 — cos ч), где R — расстояние от шкворня до центра боковой опоры; т — максимальный угол поворота тележки относительно кузова в кривой.
На фиг. 1 схематически показана установка боковой опоры кузова на раме тележки локомотива; на фиг. 2 дан разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 схематически показана траектория скользуна и корпуса опоры при повороте тележки.
На раме тележки 1 установлены корпуса 2 боковых опор кузова. В корпусе 2 боковой опоры имеется нижняя опорная плита 3, на рабочие поверхности которой опираются два ролика 4, укрепленные в обойме 5, Ось вращения роликов 4 параллельна продольной оси локомотива. На ролики своими рабочими поверхностями опирается верхняя опорная плита 6, несущая сферическое гнездо 7. В гнездо 7 вставлена шаровая опора 8 со скользуном 9.
На него опирается накладка 10, смонтированная на главной раме 11 тепловоза. На шаровой опоре 8 установлена направляющая рамка 12 с втулкой 13. На боковых поверхностях рамки 12 имеются пластмассовые прокладки
14. Между рамкой 12 и боковыми поверхностями направляющего корпуса 15 на главной раме со стороны шкворня 16 имеется зазор Л.
Рабочие поверхности нижней и верхней опорных плит выполнены цилиндрическими.
Опора кузова работает следующим образом.
При повороте тележки 1 с корпусом 2 относительно главной рамы 11 скользун 9 скользит по накладке 10. Наличие между рамкой 12 и боковыми поверхностями направляющего корпуса 15 зазора Л, расположенного со стороны шкворня 16, приводит к тому, что при поворотах тележки 1 с корпусом 2 рамка 12 отходит от внешних боковых поверхностей направляющего корпуса 15 в пределах этого зазора.
В результате на боковых поверхностях направляющего корпуса 15 не возникают силы трения, не включается в работу роликовое устройство, не трется его верхняя опорная плита
6 по корпусу 2.
В предлагаемой конструкции боковой опоры кузова благодаря возможности вращения рамки 12 относительно шаровой опоры 8 исключается также передача сил на боковые поверхности трения опоры от сопротивления повороту шаровой опоры в гнезде 7.
Отмеченнгяе конструктивные мероприятия способствуют уменьшению сил трения в пред5 лагаемой опоре кузова.
В связи с уменьшением сил трения в опоре при поворотах тележки уменьшаются боковые силы при прохождении локомотивом кривых, уменьшается боковой износ рельсов и бапда10 жей, Испытания предложенной опоры показали эффективность введенных мероприятий.
Формула изобретения
15 1. Боковая опора кузова локомотива на тележку, содержащая установленный на раме тележки корпус, в котором размещены нижняя и верхняя опорные плиты, между которымп расположены объединенные обоймой роли20 ки, а также опирающуюся на верхнюю опорную плиту шаровую опору, на которую через скользун, установленный в размещенном на раме кузова направляющем корпусе, оперта рама кузова, отличающаяся тем, что, с
25 целью снижения бокового воздействия локомотива на путь в кривых малого радиуса, на шаровой опоре ниже скользуна установлена с возможностью поворота вокруг вертикальной оси прямоугольная направляющая рамка с
30 антифрикционными накладками на наружной поверхности и расположенная по отношению к боковой поверхности направляющего корпуса со стороны шкворня тележки с зазором.
2. Опора по п. 1, отличающаяся тем, 35 что величина зазора между направляющей рамкой и боковой поверхностью направляющего корпуса определяется по формуле
Ь вЂ” R(1 — cos р), 40 где R — расстояние от шкворня до центра боковой опоры; т — максимальный угол поворота тележки относительно кузова в кривой.
Источники принятые во внимание при экс45 пертпзе:
1. Авт. свид. № 222443, М. КлР В 61F 5/14, от 1967 (аналог).
2. Авт. свид. № 404672, М. Кл. В 61F 5/14, от 1971 (аналог).
50 3. Шишкин К. А. и др. «Тепловоз ТЭЗ».
Трансжелдориздат, 1961, стр. 347 — 349 (прототип).
539798
A -А поЮериулую
1j 10 Р 2 11
15 н
Фиг
Pge o
Составитель И. Егоров
Редактор В. Хлебников Техред А. Камышникова Корректор А. Степанова
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 3022/12 Изд. № 354 Тираж 654 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5