Система пассивной безопасности пользователей транспортным средством

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскнк

Социалистических

Респубпни

Oll NCAA

И 306РЕТЕ Н

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬ (6! ) Дополнительное к ввт. спи-ву (22)Заявлено 11.08.80 (21) 2971875 с присоелинением заявки М

Ркударотосноы1 комитет

СССР ао долаи изобретений и открытки (23) Приоритет

Опубликовано 07. 08. 82. бвллете

Дата опубликования описания 0

Р.Б.Андреев, В.А.Ануфриев, Г.В.Ар, роыи

П.С.Королев, А.М.Ковтуновский, В.Ф.Кутенев, С.П,Лобжай фзе, С.А.Малышев, А.И.Рябчинский, В.М.Сабельников., В.А.Сазонов, В.И.Степанов, 0.В.Филиппов и В.В.Янчйч (72) Авторы изобретения (7I ) Заявитель (54) СИСТЕМА ПАССИВНОЙ 6ЕЗОПАСНОСТИ . ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ

Изобретение относится к областиобеспечения пассивной безопасности водителя и пассажиров транспортных средств, например автомобиля, в случае дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

Известны системы пассивной безопасности пользователей транспортным средством, содержащие датчик столкновения, связанный через электрозапал с источником сжатого газа с пиротехническим газообразуащим составом и с гибкими оградительны- . ми оболочками (пневмоподушками) 3 1), Такие системы предусматривают подачу сигнала для воспламенения электрозапала при возникновении

ДТП, а также подачу сигнала, вырабатываемого при сближении с препятствием (формирование предупредительного сигнала). Существуют различные датчики столкновения, формирующие сигнал для воспламенения электрозапала, однако все они

2 требуют наличия источников электро-, энергии. Кроме того, рассмотренные системы .могут быть демонтированы с места их крепления в автомобиле, а пиротехнические газообразую5 щие составы и электрозапалы использованы в корыстных целях, Наиболее близким к изобретению техническим решением является система пассивной безопасности поль10 зователей транспортным средствому содержащая гибкую оградительную оболочку, сообщаемую с источником сжатого газа, связанным с датчиком столкновения через пиротехническое устройство $2).

Эта система содержит датчик предупреждающего действия и датчик контактного действия. Датчик предупреждающего действия вырабатывает сигнал при обнаружении препятствия и опасном сближении с ним. Второй датчик вырабатывает сигнал при столкновении с препятствием. Оба датчи948717 4 ка подключены к источнику электропитания. При необходимости снятия источника сжатого газа с места его крепления и получения доступа к пиротехническому устройству достаточно отключить линию связи с датчиками или линию электропитания.

Однако эта система не исключает возможности демонтажа пиротехнического устройства злоумышленниками и использования его не по прямому назначению.

Цель изобретения - повышение безопасности использования системы путем исключения возможности похищения пиротехнического устройства.

Эта цель достигается тем, что система снабжена механизмом формирования электрического сигнала для ликвидации пиротехнического устройства, при этом указанный механизм размещен в корпусе источника сжатого газа и включает в себя пьезоэлемент и ударное устройство, установленное во взведенном состоянии и связанное с деталью крепления источника сжатого газа.

Ударное устройство выполнено со спусковым элементом, размещенным под деталью крепления источника сжатого газа.

На фиг. 1 изображен автомобиль с предлагаемой системой пассивной безопасности, на фиг. 2 - общий вид механизма формирования электрического сигнала с частичным вырезом корпуса источника сжатого газа, на фиг. 3электрическая схема предлагаемой системы..

Система пассивной безопасности пользователей транспортным средством

1 содержит гибкую оградительную oboлочку 2, сообщаемую с источником сжатого газа, связанным с датчиком столкновения через пиротехническое устройст во.

Система снабжена механизмом формирования электрического сигнала (фиг. 2) размещенным в корпусе 3 источника сжатого газа и включающим в себя пьезоэлектрический элемент 4, опирающийся на наковальню 5 и прижатый к ней гайкой 6, установленной в корпусе 3.

В этом же корпусе размещено ударное устройство, состоящее из ударника 7 с хвостовиком и пружиной 9.

Во взведенном состоянии ударник 7 с хвостовиком зафиксирован спусковой шайбой 10, прижатой к корпусу 3 ис5 о

15 ю

55 точника газа Ьолтом 11. Пьезоэлектрический элемент 4 электрически соединен через штепсельный разьем 12 с электрозапалом источника газа параллельно с датчиком столкновения.

Корпус 3 источника газа прикреплен к кузову 13 автомоЬиля.

При демонтаже источника газа с места его установки в автомобиле посторонними лицами неоЬходимо отвер. нуть крепежные болты. Отворачивание болта 1), который удерживает спусковую шайбу 10, приводит к освобождению хвостовика 8, и ударник 7 ударяет по наковальне 5, нагружая пьезоэлемент 4, сигнал которого вызывает воспламенение электрозапала и газообразующей смеси. Таким образом, снятый источник газа окажется разряженным и не будет представлять интереса для злоумышленников.

Установка (газогенератор устанавливается на жестких конструкциях автомобиля), демонтаж и профилактические работы снаряженных газогенераторов производятся только на территории специальных участков станций технического обслуживания. Для осуществления таких операций привлекаются специально подготовленные специалисты, обученные по спецпрограмме и проводящие работы по специально разработанной технологии, предусматривающей определенную последовательность выполнения операций и применение специального инструмента.

Что касается владельцев транспортных средств, то они в силу изложенного выше, не смогут произвести демонтаж и, кроме того, они не имеют права производить демонтаж газогенераторов, о чем будет сделана соответствующая запись в "Инструкции по эксплуатации транспортного средства".

Ложное срабатывание пиротехнического устройства может произой— ти в том случае, если будет нагружен пьезоэлектрический элемент по оси его чувствительности, что возможно только при воздействии на него ударника и может произойти при демонтаже газогенератора лицом, не знающим о существовании такого устройства, места его установки и технологии проведения работ.

Ложное срабатывание может произойти также в случае, если на стоящий

Формула изобретения

5 а вт омобил ь будет со в ерше н на езд, в этом случае система выполнит свои функции, т.е. произойдет воспламенение газообразующейся смеси и газ

1 наполнит пневмоподушку, защитив пол ьзоват еля.

В случае попытки демонтажа источника газа посторонним лицом оно будет лишь отброшено заполнившейся

0 при этом газом пневмоподушкой, не под вер гну вш ис ь тра вмиров анию.

Предлагаемая система пассивной безопасности обеспечивает повышение безопасности использования неквалифицированным персоналом, исключение возможности похищения пиротехнического устройства, а также воспламенение электрозапала без использования автономного источника электроэнергии.

1. Система пассивной безопасности пользователей транспортным средством, содержащая гибкую оградительную оболочку, сообщаемую с источни8717

6 ком сжатого газа, связанным с датчи- ком столкновения через пиротехническое устройство, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повыше-. ния безопасности использования путем исключения возможности похищения пиротехнического устройства, она снабhei< . механизмом формирования электрического сигнала для ликвидации пиро10 технического устройства, при этом указанный механизм размещен в корпусе источника сжатого газа и содержит пьезоэлектрический элемент и ударное устройство, установленное во

15 взведенном состоянии и связанное с деталью крепления источника сжа. того газа.

2 ° Система по и 1, о т л и ч аю щ а я с я тем, что ударное устройщ ство выполнено со спусковым элементом, размещенным под деталью крепления источника сжатого газа .

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

Патент США М 3733088, кл. 280-150, опублик. 197б.

2. Патент США У 3861710, кл. 280-150, опублик. 1978 (прототип) 94871g

Составитель Л. Смоль ская

Редактор Н. Коляда Техред 3. Палим Корректор С.ШекмаР

Заказ 093 19 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 илиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная,