Тракторный прицеп

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к тракторным прицепам, снабженным поворотной тележкой с догружаилцим дышлом. Цель изобретения - улучшение управляемости во время движения задним ходом при работе в агрегате с трактором. Тракторный прицеп содержит раму с кузовом, догружающее дьшшо, соединенное с осью передних колес через рессору, и связанное с догружающим дышлом и рамой опорноповоротное устройство, шарнирно соединенное с дьшшом впереди оси передних колес, стопор поворотного круга прицепа, механизм привода стояночного тормоза. Прицеп снабжен опорно-стопорящим элементом, вьтолненным в виде рычага, один конец которого закреплен на дышле с возможностью поворота относительно оси, перпендикулярной продольной оси симметрии дьшша. Второй конец содержит коробчатый контактный гребень. Прицеп снабжен р тсояткой поворота ограничителя хода рьиага с фиксатором положений. Рукоятка установлена с возможностью поворота на оси поворота рычага и жестко связана с ограничителем и шкивом, на котором закреплен один конец троса, охватывающего поворотный шкив, установленный своей осью на дьшше, и приводящего через связанную с его вторым концом пружину рычаг. Коробчатьй контактный гребень рычага выполнен с возможностью взаимодействия с продоль- .ным пазом, имеющим уступ и выполненным в раме прицепа. Рычаг выполнен с возможностью установки его в одно из положений, в котором боковая поверхность рычага выполнена с возможностью взаимодействия с двуплечим рычагом привода стояночного тормоза, а гребня - с опорной поверхностью дороги . 6 ил. ЛИИ w а 05 а

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

ÄÄSUÄÄ 1416364 А1 (51)4 В 62 D 63/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМ,К СВМДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ,(21) 4184729/31-11 (22) 26. 01. 87 (46) 15.08.88. Бюл. 11 - 30 (71) Белорусский политехнический институт (72) Г.А. Таяновский, В.В. Гуськов, В.Ю. Сидоренко, В.И. Миркитанов, Н.В. Богдан, В.А. Андреев, К.В. Шурин, Г.П. Грибко, А.И.Скуртул и В.В. Теленченко (53) 629.114.3(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

И 914392, кл. В 62 D 63/06, 1980. (54) ТРАКТОРНЫЙ ПРИЦЕП (57) Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к тракторным прицепам, снабженным поворотной тележкой с догружающим дышлом. Цель изобретенияулучшение управляемости во время движения задним ходом при работе в агрегате с трактором. Тракторный прицеп содержит раму с кузовом, догружающее дьппло, соединенное с осью передних колес через рессору, и связанное с догружающим дышлом и рамой опорноповоротное устройство, шарнирно соединенное с дьпплом впереди оси передних колес, стопор поворотного круга прицепа, механизм привода стояночного тормоза. Прицеп снабжен опорно-стопорящим элементом, выполненньп в виде рычага, один конец которого закреплен на дышле с воэможностью поворота относительно оси, перпендикулярной продольной оси симметрии дьппла. Второй конец содержит коробчатый контактный гребень. Прицеп снабжен рукояткой поворота ограничителя хода рычага с фиксатором положений. Рукоятка установлена с возможностью поворота на оси поворота рычага и жестко связана с ограничителем и шкивом, на котором закреплен один конец троса, охватывающего поворотный шкив, установлен- а ( ный своей осью на дышле, и приводяmего через связанную с егс вгсрмм jQ) концом пружину рычаг. Коробчатый контактный гребень рычага выполнен с возможностью взаимодействия с продоль.ным пазом, имеющим уступ и выполненным в раме прицепа. Рычаг выполнен с возможностью установки его в одно из положены, в котором боковая по- 4 верхность рычага выполнена с возможностью взаимодействия с двуплечим рычагом привода стояночного тормоза, а гребня — с опорной поверхностью дороги. 6 ил. ф

1416364

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к тракторным прицепам, снабженным поворотной тележкой с догружающим дышлом, Цель изобретения — улучшение управляемости во время движения задним ходом при работе прицепа в агрегате с трактором. 1О

На фиг. 1 изображен тракторный прицеп, установленный на стоянке на фиг. 2 — прицеп, состыкованный с тягачом, штриховыми линиями показаны положения рычага в транспорт- 15 ном положении при застопоренном и расстопоренном поворотном круге, на фиг. 3 " прицеп при подготовке его к вывешиванию оси поворотной тележки, на фиг, 4 — то же, с вывешенной осью 20 поворотной тележки, на фиг. 5 — кинематическая схема привода стояночного тормоза1 на фиг. 6 — механизм изменения функций опорно-стопорящего элемента. 25

Тракторный прицеп содержит раму 1 с кузовом 2, догружающее дышло 3, соединенное с осью 4 передних колес

5 через рессору 6, опорно-поворотное устройство 7, соединенное с догружаю-30 щим дышлом 3 и рамой 1 и размещенное на дышле впереди оси 4 передних колес 5, опорно-стопорящий элемент, выполненный в виде рычага 8, один конец которого шарнирно закреплен на дышле 3 и имеет воэможность поворота относительно оси 9, перпендикулярной продольной оси симметрии дьппла 3, а второй заканчивается коробчатым контактным гребнем 10. Прицеп содержит механизм привода стояночного тормоза, который включает в себя двуплечий рычаг 11, установленный с возможностью поворота вокруг оси 12, закрепленной в дышле 3, передающий усилие от рычага 8 опорно-стопорящего элемента через трос к тормозному механизму (не показан).

Прицеп снабжен механизмом изменения функций опорно-стопорящего эле50 мента, представляющим собой рукоятку поворота 13, ограничителя хода рычага с фиксатором 14 положений, установленную с возможностью поворота на оси 9 поворота рычага 8 и жестко связанную с ограничителем 15 и шкивом

16, на котором закреплен один конец троса. 17, охватывающего поворотный шкив 18, установленный своей осью на дышле 3, и приводящего через связанную с его вторым концом пружину

19 рычаг 8. Причем коробчатый контактный гребень 10 рычага 8 при отсутствии поворота дышла 3 относительно рамы 1 прицепа и в случае фиксации рукоятки 13 в соответствующих положениях имеет возможность взаимодействия с продольным пазом 20„ имеющим уступ 21 и выполненным в раме 1 прицепа, а рычаг 8 устанавливают в одном из положений так,, что при постановке прицепа на стоянку боковой поверхностью имеется возможность воздействовать на двупле ий рычаг 11 привода стояночного тормоза прицепа, а гребнем 10 — на опорную дорожную поверхность. Кроме того, в дышле 3 выполнен упор 22, orðàничивающий перемещение. рычага 8.

Тракторный прицеп работает следующим образом.

При установке прицепа на стоянку (фиг.1) водитель рукояткой поворота

13 переводит рычаг 8 опорно-стопорящего элемента в положение, в котором рычаг 8 гребнем 10 (фиг.5) воздействует на дорожную поверхность, При этом во время расстыковки прицепа от трактора сцепная петля опускается и в момент касания гребня 10 с опорной поверхностью на рычаг 8 опорностопорящего элемента, ось симметрии которого наклонена относительно вертикали на определенный угол, начинает действовать пара сил R-N которая обеспечивает поворот рычага 8 вокруг оси 9 и его воздействие на двуплечий рычаг 11, которьп, поворачиваясь вокруг оси 12, передает усилие рычага

8 через трос 17, охватывающий поворотный шкив 18, на тормозной механизм. Таким образом, в результате действия пары сил R-N на рычаг 8 опорно-стопорящего элемента последний поворачивается боковой поверхностью до замыкания на упор в догружающем дышле, занимает устойчивое положение на опорной поверхности и приводит в действие стояночный тормоз прицепа, после чего водитель фиксирует опорно- . стопорящий элемент в таком положении, переведя в соответствукяцее положение рукоятку поворота 13 с фиксатором

14 и ограничителем 15.

При необходимости движения прицепа в составе тракторного поезда водитель после стыковки прицепа с трак1416364 о- Формула тором переводит рычаг 8 опорно-стоп рящего элемента при помощи рукоятки поворота 13 в транспортное положение (нижнее штриховое изображение,фиг.2)

5 и фиксирует его в этом положении фиксатором 14. Тракторный поезд работает обычным образом.

Для обеспечения стопорения поворотного круга прицепа водитель выставля- 1р ет трактором оси симметрии дьппла 3 и рамы 1 прицепа в одну линию с помощью поворотной рукоятки 13, воздействующей через трос 17 и пружину 19 на рычаг 8, вводит гребень 10 рыча- 15 га 8 в продольный паз 20 до взаимодействия гребня 10 с днищем паза и фиксирует в таком положении рукоятку

13. В результате в тракторном поезде устраняется одна степень свободы, 20 т.е. возможность поворота дьппла 3 относительно рамы 1 прицепа, что значительно облегчает процесс направления поезда задним ходом.

При необходимости вывешивания оси

4 колес поворотной тележки водитель переводит с помощью гидросистемы трактора сцепное устройство вначале в нижнее, а затем в верхнее положение. При З0 этом коробчатый контактный гребень 10, скользя по пазу 20, доходит до уступа 21, упирается в раму прицепа и при подъеме сцепного устройства, полостью заходит в уступ, обеспечивая

35 таким образом при дальнейшем ходе вверх сцепного устройства вывешивание оси колес поворотной тележки.

Тракторный поезд при движении задним ходом с вывешенной осью колес поворотной тележки обладает более высокой маневренностью, поскольку в этом случае отсутствует боковое скольжение колес поворотной тележки и колес, связанных с рамой прицепа. изобретения

Тракторный прицеп, содержащий раму с кузовом, догружающее дышло, соединенное с осью передних колес через рессору, и связанное с догружающим дышлом и рамой опорно-поворотное устройство, шарнирно соединенное с дьпплом впереди оси передних колес, стопор поворотного круга прицепа, механизм привода стояночного тормоза, отличающийся тем, что, с целью улучшения управляемости во время движения задним ходом при работе в агрегате с трактором, он снабжен опорно-стопорящим элементом, выполненным в виде рычага, один конец которого закреплен на дышле с возможностью поворота относительно оси, перпендикулярной продольной оси симметрии дышла, а другой конец содержит коробчатый контактный гребень, при этом прицеп снабжен рукояткой поворота ограничителя хода рычага с фиксатором положений, установленной с возможностью поворота на оси поворота рычага и жестко связанной с ограничителем и шкивом, на котором закреплен один конец троса, охватывающего поворотный шкив, установленньп своей осью на дышле, и приводящего через связанную с его другим концом пружину рычаг, причем коробчатый контактный гребень рычага выполнен с возможностью взаимодействия с продольным пазом, имеющим уступ и выполненным в раме прицепа, а рычаг выполнен с возможностью установки его в одно из положений, в котором боковая поверхность рычага выполнена с возможностью взаимодействия с двуплечим рычагом привода стояночного тормоза, а гребень — с опорной поверхностью дороги.

l 4! 6364

1416364

Составитель Г. Гандыбин

Техред Л.Сердюкова Корректор О. Кравцова

Редактор О. Спесивых

Заказ 4020/15 Тираж 536 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб °, д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4