Поводковая муфта тягового привода локомотива
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в тяговом приводе тележки, локомотива . Цель изобретения - повьшение надежности. Муфта содержит ведущее зубчатое колесо 1 с двумя диаметрально расположенными ведущими пальцами (П) 2 и ведомое колесо 3 с двумя Диаметрально расположенными ведомыми Ц 4-и отверстиями 5 под П 2. Со стороны ведомого колеса 3 установлен
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) А1 (5И 4 16 0 3/60
Н ABT0PCHQMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4094385/31-27 (22) 14.06.86 (46) 07.01.89. Бюл. № 1 (71) Грузинский политехнический институт им.В.И.Ленина (72) И.В.Бир)0ков, Г.Г.Купрашвили, Н.В.Львов, Л.Т.Трапаидзе, И.М.Хевсуриани и Х.Г.Усманов (53) 621.825 (088.8) (56) Медель В.Б. Подвижной состав электрических железных дорог. Ч.Х.
Конструкция и динамика. — М.: Транспорт, 1965, с. 173-175, рис. 232-233. (54) ПОВОДКОВАЯ МУФТА ТЯГОВОГО ПРИВОДА ЛОКОМОТИВА (57) Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в тяговом приводе тележки.локомотива. Цель изобретения — повышение надежности. Муфта содержит веду)атее зубчатое колесо 1 с двумя диаметрально расположенными ведущими пальцами (П) 2 и ведомое колесо 3 с двумя диаметрально расположенными ведомыми .П 4.и отверстиями 5 под П 2. Со стороны ведомого колеса 3 установлен
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
flO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
1449729
На конце каждого ведомого П 4 установлен подшипник качения 11, который размещен в пазу 9 P 6. P 6, поводки и П 2 и 4 связаны между собой посредством шарнирных узлов, Крутящий момент передается от ведущего эубчато. го колеса 1 через П 2 на поводки 7 и 8 и через P 6 на П 4 и ведомое колесо 3. 6 ил, 1 ! Изобретение относится к машино-! строению и может быть применено в тя говом приводе тележки локомотива.
Целью изобретения является повыше- ние надежности, На фиг.l изображена муфта, общий вид со стороны-ведомого колеса, на фиг.2 — разрез А-А на фнг.l; нафиг.3 « разрез Б-Б на фиг.l; на фиг.4 - раз- щ рез В-В на фиг.l; на фиг.5 - муфта, аксонометрия; на фнг.6 — схема передачи крутящего момента от ведущего зубчатого колеса к ведомому.
Муфта содержит:. соосно установлен-13 алые ведущее зубчатое колесо 1 с дву" кя диаметрально противоположно распофоженными ведущими пальцами 2 и веЩомое колесо 3 с двумя диаметрально противоположно расположенными ведо- 2р ыми пальцами 4 и отверстиями 5, через которые с зазорами пропущены пальцы 2, рычаг .6, установленный со стороны ведомого колеса 3 с возмож" костью перемещений в окружном и ра- я5 ,скальных направлениях. Go обе сторо" .ны рычага 6 симметрично и параллельйо ему расположены два поводка 7 и 8.
Рычаг 6 выполнен с двумя радиальными пазами 9 и двумя противоположно нап- щ равленными выступами 10 Hà его концах, перпендикулярными продольной оси рычага. Каждый поводок связан будним из концов с соответствующим выступом 10 рычага 6, а другим концом — с ведущим пальцем 2. На конце каждого ведомого пальца установлен подшипник ll качения, который размещен в пазу 9 рычага 6 с возможностью перемещения в радиальном направлении.4р
Поводки 7 и 8 связаны с выступами 10
Ф рычаг (P) 6. По обе стороны Р 6 симметрично и,параллельно расположены два поводка 7 и 8. P 6 выполнен с двумя радиальными пазами 9 и двумя противоположно направленными выступами 10 на его концах, перпендикулярными продольной оси P. Каждый поводок связан одним концом с выступом
10 рычага, а другим - с ведущими П 2. посредством- шарнирных узлов 12, каждый иэ которых состоит из сайлентблоков 13 и 14, соединительной втулки 15, упорных втулок 16, болта 17 и гайки 18. С ведущим пальцем 2 поводок 7 или 8 связан посредством шарнирного узла 19, который содержит напрессованный на ведущий палец 2 сайлент"блок 20, состоящий из кон- центричных резиновых втулок 2 1 и 22.
Сайлент-блок 20 с проушиной поводка образует соединение с натягом.
Муфта работает следующим образом.
Крутящий момент передается от ведущего зубчатого колеса 1 на ведущие пальцы 2 и через поводки 7 и 8 на рычаг 6, затем через подшипники Il на . ведомые пальцы 4 и ведомое колесо 3.
При вращении ведущего зубчатого колеса 1 по направлению движения часовой стрелки (фиг.5 и 6) на поводки 7 и 8 передаются растягивающие усилия, составлякицие пару сил PL, равную тяговому моменту М на ведущем зубчатом ко- лесе 1. Эта пара сил передается на концевые участки рычага 6. При этом на верхний ведомьй палец (фиг.6) пе" редается горизонтальная продольная сила Р, направленная вправо, а на нижний ведомый палец сила P направленная влево ° Действукнцая на ведомое колесо 3 пара сил Р,L „,равная моменту PL, преодолевает момент М .сил сопротивления на ведомом колесе. При вращении ведущего зубчатого колеса в противоположном направлении усилия в поводках 7 и 8 поменяют знак, а < силы, действующие на ведомые пальцы
4, также поменяют знак.
9729 диальные деформации резиновых элемеФтов его шарниров малы н если в дополнение к этому их радиальная жесткость невысокая, то возникающие в результа5 те этих перемещений в муфте динамические усилия не достигают величины, достаточной для преодоления инерционности кинематической цепи, передающей вращение. Следовательно, в таком случае угловые перемещейия в приводе при параллельных взаимных смещениях ведущего зубчатого колеса 1 и ведомого колеса 3 не возникают.
При работе муфты вследствие колебаний подрессоренной части тележки происходит неизбежная расцентровка осей ведущего зубчатого колеса и ведомого колеса, Применительно к тем положениям при вращении муфты, когда относительные смещения ведомого и ведущего звеньев создают поводки
7 и 8, в течение каждого оборота колесной пары оси этих элементов отно25 сительно осей вращения шарнирных узлов 12 поворачиваются на угол (.
Поскольку как сайлент-блоки 13 и 14, так и резиновые втулки 21 и 22 в уг" ловом отношении образуют йоследовательное соединение, то поворот поводка относительно оси шарнирного узла
12 складывается.из угла поворота сайлент-блока 14 и из угла поворота caNлент-блоков 13 относительно той же оси, а относительно оси шарнирного узла 19 также из двух углов: из угла поворота резиновой втулки 2 1 и из угла поворота резиновой втулки 22.
При равенстве суммарной угловой жест- кости на соосное скручивание двух сайлент-блоков 13 и угловой жесткости на соосное скручивание двух сайлент-блоков при этом виде деформации сайлент-блока 14 углы скручивания
45 резиновых втулок резино-металлических элементов равны y/2. В случае равенства угловой жесткости на соосное скручивание резиновой втулки 21 и угловой жесткости при этом же виде
50 деформации резиновой втулки 22,их углы скручивания равны также /2.
При предлагаемом выполнении муфты обеспечивается повышение ее надежности. з
144
Шарнирные узлы (подшипники 11) ведомых пальцев создают вертикальную подвижность ведущего зубчатого колеса 1 относительно ведомого колеса 3 (фиг.1). В частности, при вертикальном перемещении ведущего зубчатого колеса 1 укрепленные на нем ведущие пальцы 2 через сайлент-блоки 20 тянут за собой навешенные к ним поводки 7 и
8, которые, в свою очередь, увлекают за собой рычаг 6. Последний за счет сил сцепления в контактах с подшипниками 11, создаваемых усилиями Р, преодолеет сопротивления скольжения наружных колец по внутренним кольцам указанных подшипников и ведет во вращение первые из них, т.е. вертикальное перемещение рычага 6 относительно ведомого колеса 3 происходит беэ его проскальзывания относительно наружных колец подшипников 11 и за счет скольжений наружных колец этих подшипников по их внутренним кольцам.
Горизонтальную подвижность ведомого колеса 3 относительно ведущего зубчатого колеса 1 создают поводки 7 и
8, Так, например, при горизонтальном перемещении ведомого колеса 3 .прикрепленные к нему ведомые пальцы
4 через подшипники 11 тянут за собой рычаг б, который, в свою очередь, . увлекает за собой через выступы 10 и шарнирные узлы 12 поводки 7 и 8.
При этом поводки 7 и 8, связанные противоположными концами посредством шарнирных узлов 19 с ведущим зубчатым колесом, вращаясь вокруг жестко закрепленных на нем ведущих пальцев
2, от вертикального положения отклоняются в сторону перемещения ведомого колеса 3. Из этих двух взаимно перпендикулярных компонентов могут быть получены относительные перемещения ведущего зубчатого колеса 1 и ведомого колеса 3 в любом направлении в плоскости механизма. Причем вследствие нарушения параллельности поводков 7 и 8 при достаточно высокой жесткости муфты на скручивание и малой длине поводков возникает поворот ведущего зубчатого колеса, а при сравнительно низкой жесткости механизма на скручивание и большой длине поводков угловые перемещения в приводе не возникают. В частности, при значительной длине поводков обусловленные рассматриваемой кинематнческой особенностью механизма раФормула изобретения
По в од ко в ая муфт а тя гo B о го при н од а локомотива, содержащая соосно ус та5 1449729 6 новленные ведущее зубчатое коле- цы связаны между собой шарнирно р у ,. со с двумя диаметрально противо- л « а ю щ а я ес я тем, что, с положно расположенными ведущими целью повышения надежности, она снабпальцами и ведомое колесо с дву жена двуь я подшипниками качения ус5
Ф мя диаметрально противоволожно тановленными на концах ведомьх пель расположеннымн ведомыми пальцами цев, рычаг выполнен с двумя радиальи двумя отверстиями, в которых с ными пазами и двумя противоположно зазорами расположены рабочие участки направленными выступами на его конведущих пальцев зубчатого колеса, ры- 1О оах перпендикулярными продольной .чаг, установленный со стороны ведомо- оси рычага, при этом подшипники раз го колеса с возможностью перемещений мещены .в пазах рычага с. возможностью в окружном и радиальных направлениях, перемещения в радиальном направлении
1 и два поводка, размещенные параллель- а каждый поводок связан одним иэ конно и симметрично по обе стороны ры- <5 цов с соответствующим выступом рыча;чага, при этом поводки, рычаг и паль- ra a другим — с одним из ведущих пальцев .
1449729
1449729
Тираж 784
Подписное
ВНИИЛИ i осударственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
11р пчнэдственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор О.Головач
Заказ 6948/35
Составитель Т.Янова
Техред Л.Сердюкова Корректор И.Муска