Многорядное соединение деталей
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению, в частности к самолетостроению, и может быть использовано при изготовлении многорядных срезных соединений тонколистовых деталей. Цель изобретения - повышение усталостной долговечности соединяемых деталей. Многорядное соединение деталей содержит ряды крепежных элементов, установленные в отверстиях соединяемых деталей, и средство увеличения податливости. Последнее выполнено в виде щелевых прорезей перед последним относительно прикладываемой на деталь нагрузки рядом крепежных элементов. Длину и количество прорезей подбирают, исходя из потребной нагрузки последнего ряда крепежных элементов. 3 ил.
СООЭ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУ БЛИН (191 (111 щ) F 16 В 5/02
А1
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
1 ъ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГННТ СССР
Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 (21) 4387240/31-27 (22) О1 .03.88 (46) 30.06.90. Бюл. 1(- 24 (71) Харьковский авиационный институт им. Н.Е.Жуковского (72) Э.Н.Румянцев, А,Г.Пиманов, В.Г.Бабичев и М.В ° Румянцева (53) 621 .884(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
9 1203252, кл..F 16 В 5/02, 1984. (54) МНОГОРЯДНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к самолетостроению, и может быть использовано при изготовлении многорядных срезных
Изобретение относится к машиностроеник, в частности к самолетостроеник, и может быть использовано при изготовлении многорядных срезных соединений тонколистовых деталей.
Цель изобретения — повьппение усталостной долговечности соединяемых деталей.
На Фиг. 1 изображено многорядное односрезное заклепочное соединение вид в плане; на Фиг ° 2 — вид в проФильном сечении соединения; на Фиг.3конструкция и геометрические параметры щелевых прорезей.
Соединение деталей состоит из соединяемых листов 1 и 2, крепежных элементов 3, установленных в несколько рядов, и щелевых прорезей 4 в соединяемых листах 1 и 2. Усталостное разрушение многорядного соединения просоединений тонколистовых деталей.
Цель изобретения — повьппение усталостной долговечности соединяемых деталей.
Многорядное соединение деталей содержит ряды крепежных элементов, установленные в отверстиях соединяемых деталей, и средство увеличения податливости. Последнее выполнено в виде щелевых прорезей перед последним, относительно прикладываемой на деталь нагрузки рядом крепежных элементов.
Длину и количество прорезей подбирают, исходя из потребной нагрузки последнего ряда крепежных элементов.
3 ил. исходит по сечению, ослабленному первым относительно нагрузки на деталь рядом крепежных элементов (K3). Для соединяемого листа 1 — это сечение
Б-Б, а для листа 2 — сечение С-С. Для увеличения усталостной долговечности соединяемых листов необходимо увеличить податливость КЭ в этих сечениях.
Выполнение прорезей возле этих критических сечений в ответных присоединяемых листах позволяет значительно увеличить податливость участка листа с
l йрорезями. Повышение податливости участка листа с прорезями происходит по двум причинам: уменьшение площади поперечного сечения листа, дополнительное раскрытие прорезей, которые подобнь1 трещинам, но со значительно -меньшим коэФФициентом напряженности у своей вершины.
1574931
Включение в работу КЭ крайних ря-!
,дов зависит от суммарной длины проре зей. При сквозной и непрерывной прорези КЭ крайних рядов не восприни5 мают нагрузки, с сокращением суммарной длины прорезей возрастает и доля нагрузки на этот ряд КЭ.
Длину и количество прорезей подбирают, исходя из потребной нагрузки
; крайнего ряда КЭ. Предлагаемое соеди-! нение технологично, так как выполнимо ! вручную (электрической дрелью с Фре зой) и станочным способом. Точность . расположения прорези относительно 15 .:двух соседних рядов КС весьма невели.ка (практически где угодно), Таким образом, предлагаемое соеди нение деталей имеет следующие преимущества: более технологично; обладает 20 возможностью управления податливо::стью," более зФФективно как способ
;разгрузки (от полной разгрузки до полной загрузки); само средство уве-! личения подаливости (прорезь) не 25 опасно как источник усталостного разрушения, так как выполнено в листе возле последнего ряда КЭ, а не первого.
Длину прорезей необходимо выбирать из соотношения 1п = 0 25-0 5t э 1 Кр где 1 „ — шаг крепежных элементов, а толщину прорези — 1д = 0,2-0,3d где Й вЂ” диаметр крепежного элемента.
Таким образом, изобретение позволит повысить усталостную долговечность соединения деталей.
Формула изобретения
Многорядное соединение деталей, содержащее ряды крепежных элементов, установленных в отверстиях соединяемых деталей, и средство увеличения податливости деталей, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения усталостной долговечности соединяемых деталей, средство увеличения податливости выполнено в виде щелевых прорезей перед последним относительно прикладываемой на деталь нагрузки рядом крепежных элементов.
Фиа f
ФЫР. Составитель B ..Ситушкин
Редактор И. Хасарда Техред N. Дидык Корректор Т.Палий
Заказ 1773 Тираж 551 Подписное
ВНИИЛИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,101