Способ определения демпфирования и жесткости в трансмиссии полноприводного автомобиля

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение может быть использовано при определении демпфирования и жесткости в трансмиссии полноприводного автомобиля. Цель изобретения состоит в повышении точности определения демпфирования и жесткости в трансмиссии за счет исключения влияния жесткости и демпфирования шин. Способ заключается в приложении к установленному на опорной поверхности автомобилю с заблокированным маховиком двигателя тягового усилия в направлении горизонтальной оси, мгновенном сбросе тягового усилия к моменту наступления юза колес автомобиля и записи осциллограммы свободных продольных колебаний автомобиля по направлению горизонтальной оси. Для этого на основании 1 жестко закрепляют опорные колеса 3, на них свободно устанавливают платформу 5 небольшой массы с одинаковыми верхней и нижней поверхностями, на которую ставят исследуемый автомобиль 4, затем подтягивают платформу 5 тяговым канатом 6, блокируют подвески мостов автомобиля, фиксируют исследуемый автомобиль 4 после его подтягивания противоположно направлению подтягивания платформы 5 и производят одновременный сброс тяговых усилий с обоих канатов. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 Ci 01 М 17 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Am лГ

2080и едке

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4636809/31-11 (22) 12.01.89 (46) 07.12.90. Бюл. № 45 (71) Кутаисский политехнический институт им. Н. И. Мусхелишвили (72) Т. П. Русадзе, П., Ш. Лагадзе, У. Г. Дарахвелидзе, Г. А. Леквеишвили, А. Ч. Гегучадзе, П. Г. Гогиашвили и А. А. Глинка (53) 629.113 (088.8) (56) Скотников В. А. и др. Основы теории и расчета трактора и автомобиля.— М.:

Агропромиздат, 1986, с. 201 †2. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕМПФИРОВАНИЯ И ЖЕСТКОСТИ В ТРАНСМИССИИ ПОЛ НОП РИ ВОД НОГО АВТОМОБИЛЯ (57) Изобретение может быть использовано при определении демпфирования и жесткости в трансмиссии полноприводного автомобиля. Цель изобретения состоит в повышении точности определения демпфирования и жесткости в трансмиссии за счет исклю;SU„» 1612222 А 1 чения влияния жесткости и демпфирования шин. Способ заключается в приложении к установленному на опорной поверхности автомобилю с заблокированным маховиком двигателя тягового усилия в направлении горизонтальной оси, мгновенном сбросе тягового усилия к моменту наступления юза колес автомобиля и записи осциллограммы свободных продольных колебаний автомобиля по направлению горизонтальной оси.

Для этого на основании 1 жестко закрепляют опорные колеса 3, на них свободно устанавливают платформу 5 небольшой массы с одинаковыми верхней и нижней поверхностями, на которую ставят исследуемый автомобиль 4, затем подтягивают платформу 5 тяговым канатом 6, блокируют подвески мостов автомобиля фиксируют исследуемый автомобиль 4 после его подтягивания противоположно направлению подтягивания платформы 5 и производят одновременный сброс тяговых усилий с обоих канатов. 2 ил.

1612222

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при определении демпфирования и жесткости в трансмиссии полноприводного автомобиля.

Целью изобретения является повышение точности определения демпфирования и жесткости в трансмиссии за счет исключения влияния жесткости и демпфирования шин.

На фиг. 1 дан стенд для осуществления способа определения демпфирования и жесткости в трансмиссии полноприводного автомобиля; на фиг. 2 — осциллограмма свободных колебаний автомобиля на валах трансмиссий.

Способ определения демпфирования в трансмиссии полноприводного автомобиля осуществляют на основании 1 с неподвижными опорами 2, в которых жестко закрепляют опорные колеса 3, подобные колесам исследуемого автомобиля 4. На опорные колеса 3 устанавливают платформу 5, подсоединенную с тяговой лебедкой с помощью тягового каната 6 к электромагнитным фиксатором 7 для фиксаций и сброса тягового усилия с тягового каната 6. Исследуемый автомобиль 4 ставят на платформу 5 и соединяют с тяговой лебедкой с помощью тягового каната 8 с электромагнитным фиксатором 9. Регистрация свободных колебаний производится датчиком 10 продольных перемещений.

Получение свободных продольных колебаний исследуемого автомобиля 4 только на валах трансмиссии достигается следующим образом.

Переключают исследуемую передачу в коробке передач исследуемого автомобиля 4, блокируют подвески ведущих мостов и маховик двигателя с помощью кронштейнов, крепящихся на раме исследуемого автомобиля 4, который устанавливают на платформу 5 с ровными верхней и нижней поверхностями, обладающими минимальным коэффициентом сопротивления качению.

Сперва подтягивают платформу 5 до момента начала юза опорных колес 3 и фиксируют электромагнитным фиксатором 7. 3атем подтягивают исследуемый автомобиль 4 в горизонтальном направлении противоположно подтягиванию платформы 5 до момента начала юза колес исследуемого автомобиля 4 и фиксируют электромагнитным фиксатором 9. Подтягивание платформы 3 и исследуемого автомобиля 4 до момента наступления юза соответственно опорных колес 3 и колес автомобиля 4 производится с той целью, чтобы достичь достаточно выраженной картины свободных продольных колебаний на валах трансмиссии исследуемого автомобиля 4.

Блокировка подвесок ведущих мостов производится с целью исключения влияния реактивной податливости рессор на точность определения демпфирования в трансмиссии автомобиля.

30 К =2.M < ln(Х ) к

«Г,, коэффициент приведенной жесткости равен

35 С, = (г) 2п)

ТФ, -с Г Г где ̄— полная масса автомобиля; о

r„— радиус каче н и я колеса;

Я,,„ — передаточные числа соответствен но главной передачи, раздаточной коробки и коробки передач;

Х „Х вЂ” амплитуды первого и второго периодов, определяемые из кривой, полученной в результате опытов (фиг. 2);

45 Т„ — период колебаний, который определяется по масштабу времени.

Использование способа определения демпфирования и жесткости в трансмиссии полноприводного автомобиля обеспечивает более высокую точность выходных характеристик путем получения осциллограмм свободных колебаний автомобиля только на,валах трансмиссии без наложения колебаний ходовой части.

Формула изобретения

Способ определения демпфирования и жесткости в трансмиссии полноприводного автомобиля на стенде, заключающийся в при4

Свободные продольные колебания иссле- дуемого автомобиля 4 и платформы 5 возникают после мгновенного сброса тяговых, усилий с тяговых канатов 8 и 6 посредством электромагнитных фиксаторов 9 и 7.

5 Свободные колебания исследуемого автомобиля 4 происходят на шинах и валах одновременно, а свободные колебания платформы 5 происходят только на шинах.

Оба эти колебания происходят в направле10 нии горизонтальной оси, совпадают по фазе, так как мгновенные сбросы тяговых усилий с тяговых канатов 6 и 8 фиксаторами 9 и 7 производятся одновременно, но свободные колебания исследуемого автомобиля 4 и платформы 5 имеют взаимно противопо15 ложные направления. Вследствие этого, записывая осциллограмму свободных колебаний исследуемого автомобиля 4 относительно основания 1 с помощью датчика 10 продольных перемещений, осуществляется запись свободных колебаний исследуемого автомобиля 4 только на валах трансмиссии без наложения колебания элементов подвески и колес с шинами, так как колебания на шинах колес исследуемого автомобиля 4 и на шинах опорных колес 3

25 исключают друг друга.

Приведенный коэффициент неупругого сопротивления в трансмиссии определяется по формуле

1612222

Составитель С. Белоусько

Редактор А. Шандор Техред А. Кравчук Корректор М. Ш а ро ш и

Заказ 3827 Тираж 449 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, lOI

5 ложении к установленному на опорной поверхности автомобилю с заблокированным маховиком двигателя тягового усилия в направлении горизонтальной оси и мгновенном сбросе тягового усилия к моменту наступления юза колес автомобиля, а демпфи1 ование и жесткость в трансмиссии определяют по осциллограмме свободных продольных колебаний автомобиля по направлению горизонтальной оси, отличающийся тем, что, с целью повышения точности опе ределения демпфирования и жесткости в трансмиссии за счет исключения влияния жесткости и демпфирования шин, блокируют подвески мостов автомобиля к опорной поверхности, установленной на опорные колеса, подобные колесам исследуемого автомобиля, прикладывают противоположно направленное:тяговому усилию автомобиля тяговое усилие до момента настуйления юза опорных колес, а сброс обоих тяговых усилий производят одновременно.