Барабанный тормоз
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению , и может быть использовано в тормозных системах транспортных средств. Целью изобретения является повышение эксплуатационных качеств путем автоматической стабилизации рабочего зазора. Для этого внутри барабана установлены между разжимным механизмом первичная тормозная колодка (ПТК) 2 и вторичная тормозная колодка (ВТК) 3. Опорный конец ПТК 2 контактирует с поршнем 7 мехаt
„„Я0„„1719739 . А 2
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК щ) Г 16 Р 65/56
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1У 1У
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (61) 1610120 (21) 4787453/27 (22) 30 ° 01.90 (46) 15.03.92.Бюл. и 10 (71) Иогилевский городской центр научно-технического творчества молодежи "Импульс" (72) В.П.Лабах, Г.И.Иамити, В.В.Кленикский, B.Ñ.Захарин и В.И .Забавский (53) (2.-592.112(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР и 1610120, кл. F 16 D 65/02, 1988.
2 (54) БАРАБАННЫЙ ТОРМОЗ (57) Изобретение относится к машиностроению, и может быть использовано в тормозных системах транспортных средств. Целью изобретения является повышение эксплуатационных качеств путей автоматической стабилизации рабочего зазора. Для этого внутри барабана установлены между разжииным механизмом первичная тормозная колодка (ПТК) 2 и вторичная тормоз ная колодка (ВТК) 3. Опорный конец
ПТК 2 контактирует с поршнем 7 мехаз
171 низма автоматического регулирования зазора, установленного на промежуточной пластине 8. Нажимной конец ВТК 3 контактирует с поршнем 11, связанным с поршнем 7 резьбовыми наконечниками
12 и поворотной муфтой 13 в виде червячного колеса. На оси 9 установлен червяк 21 и зубчатое колесо 22
9739 храпового механизма. При воздействии раэжимного механизма опорный конец ПТК 2 после прижатия ее к барабану передает тормозное усилие через промежуточную пластину 8 и резьбовые наконечники 12 на ВТК 3, обеспечивая равномерное торможение.
3 ил.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тормозных системах транспортных средств.
Целью изобретения является повышение эксплуатационных качеств путем автоматической стабилизации рабочего зазора.
На фиг.! показан тормоз, общий вид; на фиг.2 - промежуточная качаю- 2» щаяся опора с автоматическим регулятором положения поршней; на фиг.3вид А на фиг.2.
Тормоз состоит из барабана 1, колодок 2 и 3 с прикрепленными к
30 ним фрикционными накладками 4 и 5.
Нажимной конец первичной колодки -2 контактирует с приводным разжимным механизмом 6. Опорный конец колодки
2 контактирует с наклонной поверхностью поршня 7 механизма автоматического регулирования зазора, установленного на промежуточной пластине 8, качающейся вокруг оси 9, закрепленной на опорном диске 10 тормоза. Нажимной конец вторичной колодки 3 контактирует с вертикальной поверхностью поршня ll, который связан с поршнем 7 путем реэьбовых наконечников 12, с правой и левой резьбой поворотной муфты 13 в виде червячного колеса, установленной на качающейся пластине 8 так, что с одной стороны она зафиксирована буртиком, а с другойопорным кольцом 14. Нормали к точкам контакта колодок 2 и 3 с рабочими поверхностями поршней 7 и 11 образуют относительно оси 9 плечи "а" и "b".
Вторичная колодка 3 опорным концом контактирует с наклонной поверхностью опоры 15..Колодки 2 и 3 прижимаются к .5 пластине 8 и опоре 15 пружинами 16 и от соскальзывания с них предохранены щеками 17.
Качающаяся пластина 8 удерживается в исходном положении и возвращается к нему -с помощью пружины 18, установленной в ее прорези и упирающейся одним концом в стержень 19.
На оси 9 качающейся пластины 8 между двумя ее Фланцами 20 установлены с возможностью взаимного ограниченного поворота червяк 21 и зубчатое колесо 22 храпового механизма. Их взаимное начальное положение определяется пружиной 23, соединяющей палец
24 червяка 21, установленного в пазу зубчатого колеса 22, с выступом 25
1этого же колеса. Фиксаторы 26 и 27 храпового механизма, поджимаемые пружинами 28,установлены соответственно . на опорном диске 10 тормоза и на промежуточной качающейся пластине 8 так, что при качании опоры червяк 21 вра-, .щается только в одну сторону (по стрелке).
Тормоз работает следующим обра зом.
При воздействии разжимного механизма 6 на нажимной конец колодки 2 с силой Q последняя прижимается к барабану 1. При вращении барабана l,(по стрелке) в контакте его с фрикционными накладками 4 и 5 возникают силы трения, которые прижимают опорный конец колодки 2 к рабочей наклонной поверхности поршня 7 с силой Р, направ ленной перпендикулярно к этой поверхности и действующей на плечо (а) от-. носительно оси 9. Вследствие этого качающаяся пластина 8 поворачивается (по. часовой стрелке) и воздействует а поршнем 11 с силой, равной (Pi---).
; Соотношение плеч (а/b выбрано таким образом, чтобы выполнялось равенство а (Р --- = Q) . Таким образом на нажимЬ
5 17 ной конец вторичной колодки 3 действует сила, равная разжимной силе (g) действующей на первичную колодку 2. Далее колодка 3 прижимается к барабану 1 и возникающая в контакте его с фрикционной накладкой 5 сила трения прижимает опорный конец колодки 3 к наклонной поверхности опоры 15 с силой Р. Таким образом, первичная 2 и вторичная 3 колодки работают в равных условиях, что обеспечивает равный износ накладок 4 и 5.
Одновременно при повороте промежуточной пластины 8 (по часовой стрелке), поворачиваются на оси 9 червяк 21 и зубчатое колесо 22, под1тягиваемое пружиной 23. После прекращения торможения промежуточная пластина 8 и колодки 2 и 3 тормоза под действием пружин 16 и 18 возвращаются в исходное положение. Если, вследствие износа накладок 4 и 5 угол поворота качающейся пластины 8 становится больше угла, соответствующего повороту колеса 22 до установки фик". сатора 26 в следующую впадину зубьев то фиксатор 26, под воздействием своей пружины 28, входит в следующую впадину зубьев. В этом случае после прекращения торможения колодки 2 и:3 под воздействием пружин 16 и промежуточная пластина 8 под воздействием пружины 18 также возвращаются в исходное положение. При этом зубчатое колесо 22 остается на месте, так
19739 как фиксатор 26 препятствует его обратному повороту,а поворотная муфта
13 в виде червячного колеса, соприкасающаяся с червяком 21, который после выбора зазора (б}, поворачивается, одновременно поворачивая резьбовые наконечники 12 с правой и левой резьбой, раздвигая поршни 7 и 11, чем и компенсируется излишний поворот пластины 8, обусловленный износом накладок 4 и 5. Зазор (6) необходим для гарантированного растормаживания барабана 1.
Формула изобретения
Барабанный тормоз по авт.св.
М 1610120, отличающийся
20 тем, что, с целью повышения эксплуатационных качеств путем автоматической стабилизации рабочего зазора, он снабжен механизмом автоматического регулирования зазора, установлен25 ным на промежуточной пластине и выполненным в виде двух толкателей, связанного с ними посредством резьбовых наконечников с правой и левой резь-бой червячного колеса и червяка, ус3О тановленного на оси промежуточной пластины, а также в виде храпового механизма, колесо которого установлено на оси промежуточной пластины с возможностью ограниченного взаимного поворота червяка.
1719739
Составитель Г.Иамити
Редактор С.Лисина Техред A.Êðàâ÷óê
Корректор Л.Пилипенко
Заказ 1211 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственн<- издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул . I àãàðèíà, 101 ф г
2Е 21 У2 У7
ОГ. /