Четырехзначная автоблокировка

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: в системах интервального регулирования движения поездов. Сущность изобретения: устройство содержит дополнительные огневые реле желтого и красного огней, диоды и дополнительные линейные реле, подключенные через фронтовые контакты путевого реле и огневого реле зеленого огня к источнику переменного тока, а через тыловые контакты огневого реле зеленого огня и контактов огневых реле желтого и красного огней - к источнику постоянного тока, причем диоды включены параллельно обмоткам линейных реле, через контакты которых подключены сигнальные реле желтого и зеленого огней. 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)ю В 61 1 3/20, 23/16

ГОСУДАРСТВЕН(ЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛ6СТВУ

1 (21) 4 794663/11 (22) 07.12.89 (46) 30.01.93. Бюл, Ь 4 (71) Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) ф.И,Полевой, M.M.Àëèåâ, В.М.Шумаков, Н.М,Беленький и Н.А.Кравцова (56) Казаков А.А. и др. Системы интервального регулирования движения поездов. М.:

Тран порт, 1986, с. 102, рис. 5.18. (54) Ч ТЫРЕХЗНАЧНАЯ АВТОБЛОКИРОВКА (57) спользование: в системах интервального регулирования движения поездов.

1 . Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и может быть использован о для интервального регулирования движения поездов.

Известна трехзначная автоблокировка, содержащая рельсовую и линейную цепи, схему управления и контроля светофора.

Недостатком известного устройства является недостаточная эначность светофоров в условиях увеличивающейся интенсивности.

Наиболее близкой по технической сущности,к заявляемому устройству является выбранная в качестве прототипа четырехзначн я автоблокировка, содержащая линейнуЮ и рельсовую цепи. схему включения светофорных ламп и трансмиттерного реле.

Недостатками известной автоблокировки явля|ются следующие, В Линейной цепи используется реле второго кЛасса надежности (комбинированное реле), линейные трансформаторы, что снижает безопасность и надежность действия автоблокировки.. Ы 1791241 А1

Сущность изобретения: устройство содержит дополнительные огневые реле желтого и красного огней, диоды и дополнительные линейные реле, подключенные через фронтовые контакты путевого реле и огневого реле зеленого огня к источнику переменного тока, а через тыловые контакты огневого реле зеленого огня и контактов огневых реле желтого и красного огней — к источнику постоянного тока, причем диоды включены параллельно обмоткам линейных реле, через контакты которых подключены сигнальные реле желтого и зеленого огней, 5 ил.

Перегорание лампы зеленого огня, если желтая лампа не горит, приводит к погасанию светофора и включении желтого огня на предыдущем светофоре; перегорание лампы желтого огня приводит к тем же последствиям.

Цель изобретения — повышение надежности действия автоблокировки.

Указанная цель достигается тем, что че. ты рехэначная автоблокировка, содержащая линейное реле, обмотка которого связана с фронтовыми контактами путевого реле, сигнальные реле, зеленого и желтого огня, обмотки которых подключены соответственно к первому и второму контакту лийеиного реле, источники постоянного и переменного тока, огневые реле зеленого, желтого и красного огней, снабжена дополнительными огневыми реле желтого и красного огней, диодами и дополнительным линейным реле, один из выводов обмотки которого подключен к одному из выводов обмотки первого линейного реле, а другой вывод подключен, к одному из фронтовых контактов путевого

1791241 реле, которые подключены к источнику переменного тока через первые фронтовые контакты огневого реле зеленого огня, а через первые тыловые контакты последнего— к первому и второму фронтовым контактам первого огневого реле желтого огня, связанным соответственно с положительным и отрицательным полюсами источников питания, и к первому и второму тыловым контактам первого огневого реле желтого огня, связанным соответственно через первый и второй фронтовые контакты второго огневого реле желтого огня с положительным и отрицательным полюсами источника питания постоянного тока, через первый и второй тыловые контакты упомянутого реле соответственно с включенными параллельно перрыми фронтовыми контактами огневых реле красного огня, подключенными к отрицательному полюсу источника питания, и вторыми фронтовыми контактами огневых реле красного огня, подключенными к положительному полюсу источника питания, причем диоды включены параллельно обмоткам линейных реле, тыловой контакт второго из которых подключен к второму фронтовому контакту первого линейного реле, а тыловой контакт — к первому фронтовому и тыловому контактам первого линейного реле и через третий фронтовой контакт упомянутого реле — к третьему тыловому контакту огневого реле зеленого огня и третьему фронтовому контакту огневого реле желтого огня, соединенным с обмоткой сигнального реле, желтого огня, подключенный к тыловому контакту первого линейного реле.

На фиг.1 приведена схема плана перегона с указанием светофоров и расположением питающих и релейных концов; на фиг.2 — 5 соответствейно "представлены; линейная цепь, схема сигнальных реле, схема включения светофорных ламп и огневых реле, схема включения трансмиттерного реле, На всех фигурах предусмотрена сквозная номерация элементов. На фиг.1 изобра" жены путевые участки 1, 2 и 3; светофоры 1.1 и 2.1; приборы рельсовой цепи питающего конца 1.2 и 2.2; приборы рельсовой цепи релейного койца 2,3 и 3.3. Элементы фиг.2 расположены на смежных сигнальных точках. Правая часть схемы (обведена пунктирной линией) размещается в релейном шкафу светофора 1.1, левая часть схемы фиг.2 и схемы, представленные на фиг.3, 4 и 5, монтируются s релейном шкафу светофора 2.1. На фиг.2 представлены: минусовое и плюсовое линейные реле 4 и 5, диоды

6 и 7, контакты путевого реле 2.3.1 и 2.3.2, контактй огневого реле зеленого огня 8.1 и

5 . сового 14 полюсов источника напряжения.

В линейную цепь подключен источник пере10

15 Питание в схему подается от источника напряжения с полюсами 13 и 14. На фиг.4 изображены обмотки огневых реле: желтого

25 кодово-путевой трансмиттер 24 с контакта35 ми 24.1, 24,2 и 24.3; контакты огневых реле зеленого огня 8,6, желтого и резервного

8.2, желтого и резервного желтого огня соответственно 9,1, 9,2 и 10.1, 10,2, красного огня 11,1, 11,2 и 12,1 и 12,2. B местные цепи подается питание от плюсового 13 и минуменного напряжения с полюсами 15 и 16, а также источник постоянного напряжения с плюсовым полюсом 17 и минусовым — 18. На фиг,3 показаны; контакты минусового и плюсового линейных реле 4.1, 5.1, 5.2 и 5.3; контакты огневых реле зеленого и желтого огней 8.3 и 9,3; обмотки зеленого и желтого сигнальных реле соответственно 19 и 20, — 9, резервного желтого — 10; кра" íîãî — 11, резервного красного — 12; зеленого — 8; контакты: желтого огневого реле 9.4, 9.5 и 9,6, желтого сигнального реле — 20.1, 20.2 и 20.3, зеленого огневого реле 8.4 и 8.5, резервного желтого огневого реле 10.3 и 10.4, красного огневого реле 11.3, зеленого сигнального реле 19.1 и 19.2; светофор 23 с резервной и основной нитями ламп желтого огня 23,1 и

23,2, с основной и резервной нитями лампы красного огня 23.3 и 23.4, с нитью лампы зеленого огня 23.5. Питание в схему подается от полюсов источника питания переменного напряжения 21 и 22. Огневые реле в корпусе содержат выпрямительные мосты (на схеме не показаны). На фиг.5 показаны: желтого огня 9.7 и 10.5, красного и резервного красного огня 11.4 и 12,3, а также обмотка трансмиттерного реле 25. Питание в схему подается от полюсов источника напряжения 13 и 14, На фиг.1 рельсовая цепь показана условно. Для работы автоблокировки тип рельсовой цепи не имеет значения. Если рельсовая цепь с непрерывным питанием (путевое реле ДСШ в УСАБ), то контакты путевого реле включены в линейную цепь (фиг.2 контакты 2.3.1 и 2,3,2), если — импульсная или кодовая, то включены контакты реле дешифратора.

Линейные реле 4 и 5 взяты типа ПЛЗМ40/2200 по аналогии с УСАБ, Остальные реле являются нейтральными и могут быть взяты типов РЭЛ (см. УСАБ) или ИМШ.

На фиг.1, 2, 3, 4, 5 приведены схемы в статическом состоянии.

На фиг.1 представлен однониточный план с путевыми участками 1, 2, 3, светофорами 1,1 и 2.1, приборами питающих концов

1791241

1,2 и 2.2 и приборами репейных концов 2.3 и 3.3, На фиг.2 представлена линейная цепь,в которую последовательно включены плюсовое 5 и минусовое 4 линейные реле, обмотки которых зашундированы диодами 6 и 7, а питание от источника переменного напряжения подается через фронтовые контакты путевого 23.1 и 23.2 и огневого реле зеленого огня 8.1 и 8.2. Ток прямой полярности обтекает линейную цепь через фронтовые контакты путевого реле 23.1 и 23.2, тыловые контакты огневого реле 8.1 и 8.2, а также через фронтовые контакты реле желтого огня (ЖО) 9.1 и 9.2 или фронтовые контакты первого реле желтого огня (ЖО1) 10.1 и 10.2.

Ток обратной полярности обтекает линейну@ цепь через фронтовые контакты реле . (П) 23.1 и 23,2, тыловые контакты реле (30)

8,1:и 8,2, (ЖО) 9Л и 9.2, (Ж01) 10.1 и 10.2, а тактике через фронтовые контакты красного огневого реле {K03 11.1 и 11.2 илй первого красного огневого реле (К01) 12.1 и 12,2.

ПиТание поступает от полюсов источника переменного напряжения 15 и 16 или — постоянного напряжения 17 и 18. ! !

На фиг,3 изображена схема зеленого 19 и желтого 20 сигнального реле, питание которой осуществляется от полюсов 13 и 14. В цег ь реле (ЗС) 19 включены фронтовые контакты плюсового 5.2 и минусового 4.1 лине ного реле, а цепь реле (ЖС) 20 имеет не колько ветвей: первая — через фронтово контакт 4.1 и тыловой — 5.2; вторая— через тыловой контакт 4.1, фронтовой— пл сового линейного реле 5,1 и фронтовой ре е желтого огня 9.3 или (включен паралле ьно контакту 9;3) через тыловой — огневого реле зеленого огня 8.3; третья — через тыловой — 4.1 и фронтовой контакт плюсовой линейного реле 5.3, На фиг.4 представлена схема включени сигнальных ламп и огневых реле. В цепь каждой лампы включено соответствующее огйевое реле, контакты сигнальных и огневых реле. В цепи основной 23.2 и резервной

23.1 ламп желтого огня включены огневые реле 9 и 10, а также контакты огневого реле

9.4 и сигнального 20,1, 20.2 и 20.3. В цепь основной 23.3 и резервной 23.4 ламп красного огня включены огневые реле 11 и 12, контакты огневых реле 8,4, 8.5, 9.5, 9.6, 10.3, 10.4 и 11.3. В цепь лампы зеленого огня 23.5 включено огневое реле 8 и контакты сигнального реле 19.1 и 19.2. Питание всех ламп осуществляется от полюсов 21 и 22.

На фиг.5 представлена схема включениМ трансмиттерного реле 25, которая запитывается от полюсов 13- и 14 и проходит. реле 4 и 5 через фронтовые контакты путе35 вого реле 2.3,1 и 2.3.2 и реле зеленого огня

8.1 и 8.2, При перегорании лампы зеленого

55

10

45 через один иэ контактов {24.1, 24.2, 24.3) кодово-путевого трансмиттера 2.4, а выбор цепи осуществляется контактами огневых реле 8.6, 9,7, 10.5, 11.4 и 12,3

Устройство работает следующим образом. По п:1нейным проводам (Л, ОЛ на фиг.2) поступает информация в репейный шкаф светофора 2.1 (см. фиг.1 и 2) о свободности впереди лежащего участка, Если за светофором 2 участок занят, то эа счет контактов

2.3Л и 2.3.2 обесточены оба линейных реле

4 и 5 (фиг.2). При свободном состоянии одного впереди лежащего участка и целой нити накала красного огня возбуждено минусовое линейное реле 4 через фронтовые(Ф) контакты путевого реле 2.3.1 и.2.3.2, тыловые (T) контакты огневого реле зеленого огня 8;1 и 8.2, тыловые контакты огневого реле желтого и резервного желтого огня 9.1 и 9.2, 10.1 и 10,2, а также фронтовые контакты огневых реле красного огня 11Л и 11.2 или 12.1 и 12;2. При свободных двух впереди лежащих блок-участках возбужденно плюсовое линейное реле 5, через фронтовые контакты путевого реле 2 3.1 и 2.3.2, 70 контакты реле зеленого огня 8.1 и 8,2, контакты реле желтого огня 9.1 и 9.2, а при перегорании нити лампы желтого огня, возбуждение реле 5 происходит через фронтовые контакты резервного огневого реле желтого огня

10.1 и 10.2. При свободности трех впереди лежащих"участков от переменного тока {полюса 15 и 16) возбуждаются оба линейных огня выключается реле зеленого огня 8 и своими контактами 8.1 и 8,2 переключает цепь питания линейных репе на контакты

9.1 и 9.2 огневого реле желтого огня 9, которое возбуждается после возбуждения желтого сигнального реле 20 через его контакты

20,2 и 20.3 (фиг.4). Сигнальное реле 20 возбуждается за счет отпадания якоря огневого реле 8.3 (фиг,3). Выключение огневого реле

9 при перегорании лампы желтого огня 23.2, но исправном состоянии резервной желтой лампы 23Л (реле 10 возбуждено) не приводят к изменению состояния линейных реле, т.к. их цепь проходит через контакты 10.1 и

10.2 огневого реле желтой резервной лампы

10. При перегорании обоих ламп желтого огня, но при исправной лампе красного огня обесточивается реле 5 и возбуждается реле

4, т.к, линейная цепь запитывается током обратной полярности через контакты 11.1 и

11,2 огневого реле красного огня. При перегорании основной нити лампы красного огня 23.3 обесточивается огневое реле 11, но реле 12 (при исправной резервной нити

1791241

23.4) своими фронтовыми контактами 12.1 и

12.2 сохраняет цепь реле 4. В случае перегорания обоих ламп красного огня линейные реле 4 и 5 оказываются обесточенными.

Работа сигнальных реле 19 и 20 (фиг.3) осуществляется следующим образом. Если участок за сигналом занят, то оба линейнйх реле 4 и 5 обесточены и их контактами 4.1 и

5.3 исключается возбуждение обоих сигнальных реле 19 и 20. Если свободен один впереди лежащий участок, и хотя бы одна нить красной лампы впереди лежащего сигнала цела, то возбуждено только линейное реле 4 (фиг.2) и посредством его фронтового

4.1 и тылового контакта 5.2 образуется цепь сигнального реле 20, Если свободны два впереди лежащих участка, и впереди лежащие светофоры исправны, то возбуждено линейное реле 5 (фиг,2) и своим фронтовым контактом 5,3 создает цепь для сигнального реле 20 через его контакты 20.2 и 20.3 создается цепь желтой лампы 23.2 и возбуждается реле 9 (фиг.3), которое своим контактом

9,3 посредством фронтовых контактов 5.1 и

5.2 создает цепь сигнального реле 19 (фиг.3).

При атом загорается и лампа зеленого огня

23.5 (фиг.4), через контакты 19.1 и 19,2, а также возбуждается реле зеленого огня 8.

Если свободно три блок-участка, то возбуж дены оба линейных реле 4 и 5 (фиг.2) и их контактами 4.1 и 5,2 создается цепь сигнального реле 19 (фиг.3); которое своими контактами 19.1 и 19,2 создает цепь зеленой лампы 23.5 (фиг,4) и огневому реле 8. Контакт. огневого реле 8.3 (фиг.3) в цепи сигнального реле 20 обеспечивает- включение на светофоре лампы желтого огня при пере горайии лампы зеленого. Одновременное горение ламйы желтого и зеленого огня (свободны два блок-участка) возможно только при исправной основной нити лампы желтого огня, Это необходймо потому; что при горейии лампы зеленого огня (основная нить . видимость 1000 м) и резервной нити лампы желтого огня (видимость менее 1000 м) мащинист первоначально увйдит только зеленый огонь светофора, что может вызвать опасную ситуацию. Для исключения этой ситуации в цепь возбуждения сигнального реле 19 (при свободном состоянии двух блок-участков) вводится только контакт 9.3 огневого реле 9, а контакт огневого реле резервного желтого огня 10 в цепи реле 19 отсутствует. Включение лампы светофора

23 (фиг.4) осуществляется контактами сигнальных реле: зеленого огня 19 1 и 19.2 (зеленая лампа 23,5 и огневое реле зеленого огня 8), желтого огня 20;1, 20.2 и 20.3 (основная и резервная нити желтой лампы 23.1 и

23.2, огневые реле 9 и 10), а также контактами огневых реле 8, 9, 10, 11, Резервная нить лампы желтого огня включается только при условии, что возбуждено сигнальное реле желтого огня 20 (20.1 и 20,3) и перегорела основная нить желтой лампы. Цепь контроля целостности основной и резервной нитей лампы красного огня, в отличие от желтой обеспечивает контроль обоих нитей как в холодном, так и в нагретом состояниях. Кон10 троль холодных нитей красной лампы осуществляется при возбужденном состоянии хотя бы одного реле зеленого или желтого огня (контакты 10.3 и 10.4, 9.5 и 9.6, 8,4 и 8.5).

Включение основной нити лампы красного

15 огня происходит при обесточивании огневых реле 8, 9 и 10. При этом контактами 8.4 и 8.5, 9.5 и 9.6. 10,3 и 10.4 происходит переключение цепи лампы с высокоомной обмоткой огневого реле 11 (верхней по схеме) 20 на низкоомную. В случае перегорания основной нити красного огня обесточивается огневое реле 11 и своим контактом 11.3 переключает цепь резервной красной лампы

23,4 с высокоомной обмотки реле 12 (верхней по схеме) на низкоомную (нижнюю по схеме). В схему трансмиттерного реле 25 (фиг.5) включены контакты всех огневых реле. Этим обеспечивается полное соответствие между фактическим показанием ние составляет случай, когда на светофоре горят лампы зеленого и желтого огней, а в рельсовую цепь транслируется код зеленого огня (как в существующей автоблокировке) Кодирование рельсовой цепи прекращается при перегорании обоих .нитей красной лампы, когда на светофоре должен гореть красный огонь. Генерация импульеов кода (как в действующей автоблокировке) осу40. ществляется контактами кодово-путевого трансмиттера 24,1, 24.2, 24.3. Контакты всех огневых реле включаются. в цепь диспетчерского контроля (на фигурах не показано).

Анализ заявляемой четырехзначной автоблокировки показал, что по сравнению с устройствами аналогичного назначения заявляемое устройство обеспечивает более достоверную передачу информации за счет

50 применения в линейной цепи только реле первого класса надежности; более надежную работу автоблокировки за счет резервирования лампы желтого огня, новой схемы

Йключения сигнальных реле и включения светофорных ламп, огневых и трансмиттерного реле.

Формула изобретения

Четырехзначная автоблокировка, содержащая линейное реле, обмотка которого связана с фронтовыми контактами путевого

30 сигнала и кодом рельсовой цепи, Исключе1791241

6

I реле, сигнальные реле зеленого и желтого огня, обмотки которых подключены соответственно к первому и второму контакту линейного реле, источники постоянного и переменного тока, огневые реле зеленого, желтого и красного огней, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью повышения надежности, она снабжена дополнительными огневыми реле желтого и красного огней, диодами и дополнительным линейным реле, один из выводов обмотки которого подключен к одному из выводов обмотки nepeoro линейного реле, а другой вывод подключен к о ному из фронтовых контактов путевого релЬ, подключенных к источнику переменног тока через первые фронтовые контакты огневого реле зеленого огня, а через первые тыловые контакты последнего — к первому и второму фронтовым контактам первого огнев< го реле желтого огня, связанным соответстве но с положительным и отрицательным пол ами источника питания постоянного тока и к первому и второму тыловым контак-!

/ там первого огневого реле желтого огня, связанным через первый и второй фронтовые контакты второго огневого реле желтого огня с положительным и отрицательным полюсами источника питания постоянного тока, а через первый и второй тыловые контакты — соответственно с включенными парзл- .

5 лельно первыми фронтовыми контактами огневых реле красного огня, подключенными к отрицательному полюсу источника питания постоянного тока, и вторыми фронтовыми контактами огневых реле красного огня, 10 подключенными к положительному полюсу источника питания постоянного тока, прЬчем диоды включены параллельно обмоткам линейныи реле, тыловой контакт второго из которых подключен к второму фронтовому

15 контакту первого линейного реле, а тыловой контакт - к первому фронтовому и тыловому контактам первого линейного реле и через третий фронтовой контакт последнего, —. к третьему тыловому контакту

20 огневого реле зеленого огня и третьему фронтовому контакту огневого реле желтого огня, соединенному с обмоткой сигнального реле желтого огня, подключенной к тыловому контакту первого ли25 нейного реле.

1791241

4 иг. 5

Фиг.

Редактор

Заказ 123 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Составитель М.Алиев

Техред М.Моргентал Корректор М.Петрова

\ гъ