Способ контроля свободности рельсовой линии

Изобретение относится к железнодорожной технике, а именно к железнодорожной автоматике и телемеханике для интервального регулирования движения поездов. Способ заключается в том, что в рельсовую линию на одном конце подают сигнал переменного тока, а на другом конце контролируют изменение сигнала, определяют пороговые напряжения занятия и освобождения, с которыми сравнивают текущее напряжение рельсовой линии, при превышении порогового напряжения занятия над текущим напряжением фиксируют занятие рельсовой линии, а при превышении текущего напряжения над пороговым напряжением освобождения - освобождение. За пороговое напряжение занятия принимают произведение текущего напряжения одной из рельсовых линий зоны контроля на коэффициент занятия, а за пороговое напряжение освобождения - произведение текущего напряжения одной из рельсовых линий зоны контроля при условии, что она и обе смежные с ней рельсовые линии свободны, на первый коэффициент освобождения или произведение текущего напряжения одной из свободных рельсовых линий зоны контроля на второй коэффициент освобождения. Освобождение рельсовой линии фиксируют при условии, что следующая рельсовая линия занята. Зону контроля составляют три впереди лежащие и три позади лежащие рельсовые линии относительно рассматриваемой. Техническим результатом является повышение надежности контроля состояния рельсовой линии. 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к железнодорожной технике, а именно к железнодорожной автоматике и телемеханике для регулирования движения поездов.

Известен способ контроля свободности рельсовой линии, заключающийся в том, что значение текущего напряжения на приемнике сравнивают с пороговыми значениями. Превышение текущего напряжения над пороговым фиксируют как свободность путевого участка, в противном случае - занятость [Котляренко Н.Ф. Путевая блокировка и авторегулировка. - М.: Транспорт, 1983 (аналог на стр.37-38)].

Недостатком этого способа является то, что при пониженном сопротивлении изоляции возможен ложный контроль состояния путевых участков.

Известен также способ контроля свободного состояния рельсовой линии, заключающийся в том, что в рельсовую линию на одном конце подают сигнал переменного тока, а на другом конце контролируют изменение сигнала в зависимости от координаты поездного шунта и по характеру изменения сигнала фиксируют освобождение путевого участка [Патент РФ №2241625, МПК B61L 23/16. Способ контроля свободных путевых участков. Авторы: Полевой Ю.И., Полевая Л.В. БИ №34, 2004].

Недостатком этого способа является то, что при интенсивном выпадении осадков может быть зафиксирована ложная занятость.

Данное техническое решение выбрано авторами в качестве прототипа.

Техническим результатом является повышение надежности контроля состояния рельсовой линии.

Технический результат достигается тем, что способ контроля свободного состояния рельсовой линии, заключающийся в том, что в рельсовую линию на одном конце подают сигнал переменного тока, а на другом конце контролируют изменение сигнала, определяют пороговые напряжения занятия и освобождения, с которыми сравнивают текущее напряжение рельсовой линии, при превышении порогового напряжения занятия над текущим напряжением фиксируют занятие рельсовой линии, а при превышении текущего напряжения над пороговым напряжением освобождения - освобождение, за пороговое напряжение занятия принимают произведение текущего напряжения одной из рельсовых линий зоны контроля на коэффициент занятия, а за пороговое напряжение освобождения - произведение текущего напряжения одной из рельсовых линий зоны контроля при условии, что она и обе смежные с ней рельсовые линии свободны, на первый коэффициент освобождения или произведение текущего напряжения одной из свободных рельсовых линий зоны контроля на второй коэффициент освобождения, освобождение рельсовой линии фиксируют при условии, что следующая рельсовая линия занята, зону контроля составляют три впереди лежащие и три позади лежащие рельсовые линии относительно рассматриваемой.

На чертеже приведены кривые зависимости напряжения на входе приемника от координаты шунта. По вертикальной оси откладываются значения напряжений, по горизонтальной оси - координата шунта на рельсовых линиях (i-3)-ой, (i-2)-ой, (i-1)-ой, i-ой, (i+1)-ой, (i+2)-ой, (i+3)-ой.

Рельсовая линия (i-3)-я имеет самый сухой балласт, рельсовая линия (i+3)-я - самый мокрый.

Для пояснения принципа действия предложенного способа введем следующие обозначения:

Кз - коэффициент занятия - это число, показывающее во сколько раз снижается напряжение при наложении шунта (3-5);

КО1 - первый коэффициент освобождения - это число, показывающее во сколько раз пороговое напряжение рассматриваемой рельсовой линии (РЛ) принимают больше напряжения свободной рельсовой линии зоны контроля с тем, чтобы исключить ложный контроль освобождения, если сопротивление изоляции рассматриваемой рельсовой линии будет больше той рельсовой линии, с которой происходит сравнение (1,2-1,3);

КО2 - второй коэффициент освобождения - это число, показывающее во сколько раз отличаются напряжения свободных рельсовых линий в отсутствии влияния шунтов при разных значениях сопротивления изоляции (сравнивают самую сухую и самую мокрую РЛ), которые могут быть в зоне сравнения (берется отношение меньшего напряжения к большему напряжению) (0,7-0,8);

ЗК - зона контроля - это семь рельсовых линий, из которых три расположены впереди от рассматриваемой и три позади.

Занятие i-ой рельсовой линии (РЛ) фиксируют при условии, что текущее напряжение этой РЛ ниже текущего напряжения любой РЛ зоны контроля в Кз раз. Этот коэффициент выбирают с учетом того, что РЛ, с которой сравнивают рассматриваемую, может иметь балласт наиболее сухой из всех рельсовых линий зоны контроля (i-3)-я РЛ.

Освобождение i-ой рельсовой линии фиксируют при выполнении одного из двух условий. Во-первых, если текущее напряжение рассматриваемой РЛ ниже текущего напряжения любой РЛ зоны контроля в отсутствии влияния шунта не более чем в КО2 раз, т.е. напряжения примерно равны. Во-вторых, если текущее напряжение рассматриваемой РЛ больше напряжения любой свободной РЛ зоны контроля в KО1 раз, т.е. выше текущего напряжения любой из РЛ зоны контроля с учетом максимальной асимметрии.

Анализ работы рельсовой линии на ЭВМ показал, что предлагаемый способ позволяет контролировать состояние путевых участков даже при снижении сопротивления изоляции ниже 0,03 Ом·км и продольной асимметрии до 50%, что значительно повышает безопасность движения поездов.

Способ контроля свободного состояния рельсовой линии, заключающийся в том, что в рельсовую линию на одном конце подают сигнал переменного тока, а на другом конце контролируют изменение сигнала, определяют пороговые напряжения занятия и освобождения, с которыми сравнивают текущее напряжение рельсовой линии, при превышении порогового напряжения занятия над текущим напряжением фиксируют занятие рельсовой линии, а при превышении текущего напряжения над пороговым напряжением освобождения - освобождение, отличающийся тем, что за пороговое напряжение занятия принимают произведение текущего напряжения одной из рельсовых линий зоны контроля на коэффициент занятия, а за пороговое напряжение освобождения - произведение текущего напряжения одной из рельсовых линий зоны контроля при условии, что она и обе смежные с ней рельсовые линии свободны, на первый коэффициент освобождения или произведение текущего напряжения одной из свободных рельсовых линий зоны контроля на второй коэффициент освобождения, освобождение рельсовой линии фиксируют при условии, что следующая рельсовая линия занята, зону контроля составляют три впереди лежащие и три позади лежащие рельсовые линии относительно рассматриваемой.