Способ контроля состояния рельсовой линии
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к железнодорожной технике, а именно к железнодорожной автоматике и телемеханике для интервального регулирования движения поездов. Способ заключается в том, что в рельсовую линию на одном конце подают сигнал переменного тока, а на другом конце контролируют изменение сигнала. Источник питания подключен к середине рельсовой линии, а приемные устройства - по концам. Контроль состояния рельсовой линии осуществляют путем сравнения напряжений концов, занятие рельсовой линии фиксируют при превышении отношения напряжения входного конца к напряжению выходного конца отношения коэффициента всплеска к минимально допустимому значению коэффициента асимметрии или при превышении отношения напряжения выходного к напряжению входного конца произведения коэффициента снижения напряжения на минимально допустимое значение коэффициента асимметрии. Освобождение рельсовой линии фиксируют при соблюдении трех условий, которые выполняются последовательно во времени: во-первых, ток источника питания должен превысить пороговое значение, во-вторых, отношение напряжения выходного конца к напряжению входного должно превосходить отношение коэффициента снижения напряжения к минимально допустимому значению коэффициента асимметрии, в-третьих, отношение напряжения выходного конца к напряжению входного должно превосходить отношение коэффициента всплеска к минимально допустимому значению коэффициента асимметрии. Техническим результатом является повышение надежности контроля состояния рельсовой линии. 2 ил.
Реферат
Изобретение относится к железнодорожной технике, а именно к железнодорожной автоматике и телемеханике для регулирования движения поездов.
Известен способ контроля свободности рельсовой линии, заключающийся в том, что значение текущего напряжения на приемнике сравнивают с пороговыми значениями. Превышение текущего напряжения над пороговым фиксируют как свободность путевого участка, в противном случае - занятость [Котляренко Н.Ф. Путевая блокировка и авторегулировка. - М.: Транспорт, 1983 г. (аналог на стр.37-38)].
Недостатком этого способа является то, что при пониженном сопротивлении изоляции возможен ложный контроль состояния путевых участков.
Известен также способ контроля свободного состояния рельсовой линии, заключающийся в том, что в рельсовую линию на одном конце подают сигнал переменного тока, а на другом конце контролируют изменение сигнала в зависимости от координаты поездного шунта и по характеру изменения сигнала фиксируют освобождение путевого участка [патент РФ №2241625 МПК B61L 23/16. Способ контроля свободных путевых участков, авторы: Полевой Ю.И., Полевая Л.В. БИ №34, 2004 г.].
Недостатком этого способа является то, что при интенсивном выпадении осадков может быть зафиксирована ложная занятость.
Данное техническое решение выбрано авторами в качестве прототипа.
Техническим результатом является повышение надежности контроля состояния рельсовой линии.
Технический результат достигается тем, что способ контроля свободного состояния рельсовой линии, заключающийся в том, что в рельсовую линию на одном конце подают сигнал переменного тока, а на другом конце контролируют изменение сигнала, источник питания подключен к середине рельсовой линии, а приемные устройства по концам, контроль состояния рельсовой линии осуществляют путем сравнения напряжений концов, занятие рельсовой линии фиксируют при превышении отношения напряжения входного конца к напряжению выходного конца отношения коэффициента всплеска к минимально допустимому значению коэффициента асимметрии или при превышении отношения напряжения выходного к напряжению входного конца произведения коэффициента снижения напряжения на минимально допустимое значение коэффициента асимметрии, освобождение рельсовой линии фиксируют при соблюдении трех условий, которые выполняются последовательно во времени: во-первых, ток источника питания должен превысить пороговое значение, во-вторых, отношение напряжения выходного конца к напряжению входного должно превосходить отношение коэффициента снижения напряжения к минимально допустимому значению коэффициента асимметрии, в-третьих, отношение напряжения выходного конца к напряжению входного должно превосходить отношение коэффициента всплеска к минимально допустимому значение коэффициента асимметрии.
На фиг.1 и 2 представлены зависимости напряжений на входах левого и правого приемников и тока источника питания от координаты шунта рельсовой линии РЛ с питанием от середины. Часть рельсовой линии РЛ слева от источника питания обозначена РЛ1, справа - РЛ2. Перемещение шунта происходит слева направо.
На фиг.1 приведены кривые зависимости напряжения на входе левого U1=ϕ(XШ) и правого U2=ϕ(ХШ) приемников от координаты шунта в отсутствие продольной асимметрии. Кроме того, представлена зависимость тока источника питания от координаты шунта I=ϕ(ХШ).
На фиг.2 приведены аналогичные кривые в условиях продольной асимметрии.
На фиг.1 отмечены точки, которые характеризуют следующие ситуации:
U11 - начало нарастания напряжения на входе левого приемника перед приближением поезда (нормативного шунта) к рельсовой линии РЛ (к левой ее части РЛ1),
U12 - максимальное значение напряжения (всплеск) на входе левого приемника перед приближением поезда к рельсовой линии РЛ,
U13 - значение напряжения на входе левого приемника при нахождении шунта в точке подключения левого приемника,
U14 - значение напряжения на входе левого приемника при нахождении шунта в точке подключения источника питания,
U15 - максимальное значение напряжения (всплеск) на выходе левого приемника при удалении поезда от левой части рельсовой линии РЛ1,
U16 - окончание снижения напряжения на выходе левого приемника при удалении поезда от левой части рельсовой линии РЛ1,
U21 - начало нарастания напряжения на входе правого приемника перед приближением поезда (нормативного шунта) к правой части рельсовой линии РЛ2,
U22 - максимальное значение напряжения (всплеск) на входе правого приемника перед приближением поезда к правой части рельсовой линии РЛ2,
U23 - значение напряжения на входе правого приемника при нахождении шунта в точке подключения источника питания,
U24 - значение напряжения на входе правого приемника при нахождении шунта в точке подключения правого приемника,
U25 - максимальное значение напряжения (всплеск) на выходе правого приемника при удалении поезда от правой части рельсовой линии РЛ2,
U26 - окончание снижения напряжения на выходе правого приемника при удалении поезда от правой части рельсовой линии РЛ2,
На фиг.2 дополнительно обозначены точки:
U17 - значение напряжения на входе левого приемника при нахождении шунта в точке, где напряжение на входе правого приемника достигает максимального значения при уходе поезда с рельсовой линии,
U18 - значение напряжения на входе левого приемника при нахождении шунта в точке, где закончилось влияние шунта на напряжение правого приемника,
U27 - значение напряжения на входе правого приемника при нахождении шунта в точке, где начинается воздействие на напряжение левого приемника,
U28 - значение напряжения на входе правого приемника при нахождении шунта в точке, где напряжение на входе левого приемника достигает максимального значения при подходе поезда к рельсовой линии.
Характер кривых отражает то, что входные сопротивления по концам имеют комплексные значения с емкостной составляющей. Кривые зависимости напряжений на входах приемников имеют всплески при приближении шунта к рельсовой линии и удалении от нее.
Сущность метода заключается в следующем. При движении слева направо занятие рельсовой линии (фиг.1) фиксируют при приближении поезда к рельсовой линии и выполнении одного из двух условий: превышении напряжения на входе левого приемника U12 над напряжением на входе правого приемника U11 в Кв (коэффициент всплеска) раз или более, который может быть принят от 1,2 до 1,4 (коэффициент всплеска является функцией сопротивления изоляции), или при понижении напряжения на входе левого приемника относительно правого в 2-3 раза или более, т.е. U13 U11=Ксн=0,5-0,3, где Ксн - коэффициент снижения напряжения.
Фиксация освобождения рельсовой линии происходит в два этапа. На первом этапе проверяют превышение тока источника питания над пороговым значением. На втором этапе проверяют еще два условия. Первое из них: отношение напряжения на входе правого приемника U24 к напряжению левого приемника U16 должно быть более Ксн, и отношение напряжения на входе правого приемника к напряжению левого приемника должно быть более коэффициента всплеска Кв. Ксн - коэффициент снижения напряжения и KВ - коэффициент всплеска определяются в условиях, когда они минимальны, т.е. при мокром балласте. Пороговое значение тока - это ток источника питания при сухом балласте и нормативном шунте.
На фиг.2 приведены кривые в условиях продольной асимметрии, которая снижает эффект достоверной работы. За коэффициент асимметрии принимают минимально возможное отношение напряжений приемников двух смежных рельсовых линий U27/U11 (U26/U18). При этом один из коэффициентов снижения напряжения снижается U13/U28, а другой увеличивается U24/U18. Определяющим является меньший из них. Аналогичная ситуация и с коэффициентами всплеска U25/U17 и U12/U28, где определяющим также является минимальный.
Предложенный способ позволяет достоверно контролировать рельсовые цепи при низком значении сопротивления изоляции и резком изменении сопротивления изоляции, ограничением может быть только чрезмерная продольная асимметрия (более двух раз).
Способ контроля свободного состояния рельсовой линии, заключающийся в том, что в рельсовую линию на одном конце подают сигнал переменного тока, а на другом конце контролируют изменение сигнала, отличающийся тем, что источник питания подключен к середине рельсовой линии, а приемные устройства - по концам, контроль состояния рельсовой линии осуществляют путем сравнения напряжений концов, занятие рельсовой линии фиксируют при превышении отношения напряжения входного конца к напряжению выходного конца отношения коэффициента всплеска к минимально допустимому значению коэффициента асимметрии, или при превышении отношения напряжения выходного к напряжению входного конца произведения коэффициента снижения напряжения на минимально допустимое значение коэффициента асимметрии, освобождение рельсовой линии фиксируют при соблюдении трех условий, которые выполняются последовательно во времени: во-первых, ток источника питания должен превысить пороговое значение, во-вторых, отношение напряжения выходного конца к напряжению входного должно превосходить отношение коэффициента снижения напряжения к минимально допустимому значению коэффициента асимметрии, в-третьих, отношение напряжения выходного конца к напряжению входного должно превосходить отношение коэффициента всплеска к минимально допустимому значению коэффициента асимметрии.