Четырехосная тележка локомотива
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОЛ ИСА
ИЗОБРЕТ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИД (61) Дополнительное к авт. св (22) Заявлено 20.11.74 (21) 20 с присоединением заявки (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.04.78. Бюллетень № 16 (45) Дата опубликования описания 27.04.78
61F 3/06
61F 5/38
Государственныи комитет
Совета Министров СССР ло делам изобретений и пткрытий (53) УДК 625.282.625.2..011.68 (088.8) (72) Авторы изобретения
Л. К. Добрынин, В. Г. Игнашин, А. И. Кокорев, В. А. Кондриков, В. А. Лысак и Л, В. Червова (71) Заявитель (54) Ч ЕТЫ Р ЕХО С НАЯ ТЕЛ ЕЖ КА Л О КОМОТ И ВА
Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и касается конструкции экипажной части транспортных средств, в частности тележек многоосных магистральных и маневровых локомотивов.
Известна тележка магистрального локомотива для тяжелых условий работы, состоящая из двух двухосных тележек, объединенных промежуточной балкой, воспринимающей вес кузова (1).
Однако она обладает недостатком, заключающемся в недостаточном использовании сцепного веса из-за высокого расположения устройств для передачи силы тяги.
Известна четырехосная тележка локомотива, состоящая из двух двухосных тележек, соединенных между собой посредством промежуточной балки, снабженная люлечным устройством, подвешенным к промежуточной балке, и сопряженная с кузовом локомотива посредством проходящего через отверстие в промежуточной балке шкворня, опирающегося пятой на люлечное устройство и системы тяг (2).
Однако вследствие передачи половины веса кузова на четыре широко разнесенные опоры трения поворот тележки в кривых затруднен, что приводит к повышенному боковому воздействию на путь в кривых и интенсивным боковым колебаниям при высоких скоростях движения.
Цель изобретения — снижение бокового воздействия на путь в кривых участках, улучшение горизонтальной динамики при высоких скоростях, а также равномерное распределение нагрузки по осям.
Для этого на каждом конце промежуточной балки, на равном расстоянии от ее продольной оси смонтированы снабженные упругими элементами катковые опоры, катки которых
1о выполнены коническими и установлены так, что образующие конусов обоих катков пересекаются в геометрическом центре каждой двухосной тележки.
На фиг. 1 изображена предлагаемая тележ15 ка, вид сбоку; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б — Б на фиг. 1.
Четырехосная тележка состоит из двух двухосных тележек 1, соединенных промежуточной
20 балкой 2. Последняя опирается на рамы двухосных тележек через катковые резино-металлические опоры 3, расположенные в поперечном сечении, проходящем через геометрический центр.
25 Особенность опор состоит в том, что их рабочие поверхности, опирающиеся на плоские плиты, обработаны по форме усеченных конусов с точкой пересечения образующих каждой пары конусов данной тележки в ее центре
ЗО поворота,. Между коническими опорными по -ф М". Чфь.. < 4
24 верхностями катка включены резино-металлические элементы в виде слоеного прямоугольного блока. Блоки служат для вибро- и шумоизоляции, компенсации технологических неточностей опор, обеспечения некоторой поперечной подвижности между двухocHbIivIH тележками 1 и промежуточной рамой 2.
Катковые опоры 3 страхуются от проскальзывания зубьями, закрепленными на плитах, входящими во впадины катков и допускающими перекатывание катка по плите.
К промежуточной балке на подвесках 4 подвешивается люлька, включающая вторую ступень подвешивания тележки. Люлька состоит из собственно подвесок 4, верхнего надрессорного 5 и нижнего подрессорного 6 брусьев и витых цилиндрических пружин 7 центральной ступени рессорного подвешивания. На верхний надрессорный брус опирается шкворневая пята 8. Ilo концам надрессорного бруса устанавливаются два ограничителя 9 вертикальных отклонений кузова.
Шкворневая пята оборудована возвращающим устройством 10 поперечного отклонения кузова. Шкворень имеет возможность поперечных перемещений в отверстии балки, продольных усилий он на нее не передает. Люлька в сочетании с пружинным возвращающим устройством 10 обеспечивает нелинейную характеристику бокового смещения.
Рамы двухосных тележек 1 опираются на буксы 11 через комплект пружин 12 буксовой ступени подвешивания. Буксы с рамой тележки соединяются поводками 13. Гяговые двигатели 14 выполнены с опорно-осевым подвешиванием. Шарнирно-рычажные механизмы
15 для передачи сил тяги от тележки кузову соединяют рамы двухосных тележек с кронштейнами кузова. Непосредственная передача тягового (тормозного) усилия от двухосных тележек кузову, минуя промежуточную балку
2, разгружает ее от продольных сил и способствует лучшему использованию сцепного веса.
Вертикальные колебания в предлагаемой тележке амортизируются пружинами 12 и 7.
Поперечное разделение масс осуществляется люлькой, упругими элементами катковых опор двухосных тележек, буксовыми поводками и пружинами.
При проходе кривых поворот двухосных тележек относительно промежуточной балки 2 происходит без сопротивления благодаря перекатыванию катковых опор 3. Поворот промежуточной балки относительно кузова осуществляется вокруг шкворневой пяты 8 с небольшим моментом сил трения.
При проходе неровностей профиля двухосные тележки 1 свободно поворачиваются в
04727 зо
55 вертикальной плоскости относительно промежуточной балки 2 на опорах 3, а промежуточная балка 2 относительно кузова — благодаря деформации пружин центрального подвешивания с малым моментом упругих сил.
Внесение конструктивных элементов, обеспечивающих свободный поворот тележек в горизонтальной и вертикальной продольной плоскостях без излишних сил трения, гибкую поперечную связь кузова с тележками и центральную ступень рессорного подвешивания с высоким статическим прогибом, и упругих элементов между промежуточной балкой и рамами двухосных тележек выгодно отличает предлагаемую тележку от прототипа благодаря снижению воздействия на путь в кривых, уменьшению износа гребней колес и рельсов, улучшению плавности хода в горизонтальной плоскости и улучшению тяговых свойств в результате стабильности нагрузок от колес на рельсы, лучшей вибро- и шумозащите и улучшенных условий труда локомотивных бригад и работы оборудования.
Гележка обладает универсальными свойствами, что делает ее одинаково пригодной для магистральной и маневровой служб.
Формула изобретения
Четырехосная тележка локомотива, состоящая из двух двухосных тележек, соединенных между собой посредством промежуточной балки, снабженная люлечным устройством, подвешенным к промежуточной балке, и сопряженная с кузовом локомотива посредством проходящего через отверстие в промежуточной балке шкворня, опирающегося пятой на люлечное устройство, отличающаяся тем, что, с целью улучшения горизонтальной динамики при высоких скоростях и равномерного распределения нагрузки IIO осям, на каждом конце промежуточной балки, на равном расстоянии от ее продольной оси смонтированы снабженные упругими элементами катковые опоры, катки которых выполнены коническими и установлены так, что образующие конуса обоих катков пересекаются в геометрическом центре каждой двухосной тележки.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Экспресс-информация «Локомотивостроение и вагоностроение», Мо 3, 1964 (мощный американский тепловоз фирмы «General
Е1ес1г1с») .
2. Авторское свидетельство СССР Xo 483296, кл, В 61F 3/04, 1972.
604727
1Я 11 1У л Ц
Ра г 1
Я
Риг. g
Рыг у
Составитель А. Егоров
Техред А. Камышникова
Корректоры: Е, Хмелева и Л. Котова
Редактор Т. Горячева
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 514/9 Изд. № 389 Тираж 655 Подписное
НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5