Кольцевой фрикционный демпфер
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ИСАНИЕ <, Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 26.01.81 (21) 3242143/27-11 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет— (51) М Кч
В 61 F 5/12
F 16 F 11/00
Гоеудорстееювй кемитет
СССР
Опубликовано 30.08.82. Бюллетень № 32 (53) УДК 625.2. .0 l (088.8) по мелем взобретеннй и отхрмтий
Дата опубликования описания 05.09.82
Е. П. Блохин, P. П. Иваницкий, В. B. Кр б1е С. B. улус, Ю. Л. Черный, Л. Д. Шибаев g К. Ф. Щербаков (72) А втор ы изобретения
Днепропетровский институт инженеров железнодорожного трау1юрта и Всесоюзный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (7l ) ЗаявителИ (54) КОЛЬЦЕВОЛ ФРИКЦИОННЫЛ ДЕМПФЕР
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам, предназначаемым для виброзащиты транспортных средств и транспортируемых объектов и может быть использовано в качестве демпфера буксовой ступени рессорного подвешивания железнодорожного подвижного состава для гашений вертикальных колебаний рам тележек.
Известен фрикционный демпфер — гаситель колебаний, создающий пропорциональное перемещению сопротивление при колебаниях, но различное для рабочего хода и хода отбоя, содержащий гильзу, надетую на шпинтон верхнюю нажимную пружину, сухари, сопряженные с верхним и нижним коническими опорными кольцами, и упорное кольцо, закрепленное на шпинтоне (1).
Недостатком известной конструкции является то, что сопротивление демпфера при ходе отбоя меньше, чем при рабочем ходе.
Цель изобретения — повышение эффективности демпфера путем увеличения рассеяния энергии колебаний при ходе отбоя.
Указанная цель достигается тем, что демпфер снабжен нижней нажимной пружиной, установленной на гильзе между упорным кольцом и нижним коническим опорным кольцом, и охватывающим конические опорные кольца стаканом, ограничиваюшим перемещения верхнего нажимного кольца со стороны верхней пружины.
С целью ограничения хода отбоя демпфср снабжен закрепленным на упорном кольце поддоном с рези.!овым буфером на торце.
При этом стакан может быть выполнен с осевыми пазами, а верхнее опорное коническое кольцо снабжено радиальными выступами, входящими в указанные пазы.
Кроме того, между нижней упорной пружиной и нижним упорным кольцом размещена втулка.
На фиг. 1 изображен предлагаемый демп15 фер, общи"; на фиг. 2 — разрез А — Л на фиг. 1.
Фрикционный демпфер состоит из конусной распорной гильзы 1, шести сухарей 2. верхнего 3 и нижнего 4 опорных колец, нажимных верхней 5 H нижней 6 пружин, стака-!d 7, упорной втулки 8, шайбы 9, поддона 10, тарельчатых пружин 11, гайки 12 и шплинта 13, резиновых шайб 14 и 15.
Сопряженными с демпфером элементам» буксового подвешивания являются ш:.i:ип954292
Формула изобретения тон 16, крыло !7 корпуса буксы и пружина
18 буксового рессорного подвешивания.
Стакан 7 имеет в стенках осевые пазы
19, открытые в сторону нижнего основания.
Кольцо 3, в свою очередь, снабжено радиальными выступами 20, которыми оно при монтаже демпфера входит в пазы стакана. Втулка 8, на нижний торец которой через шайбу 9 воздействует пружина 6, верхним торцом, имеющим кольцевой бурт, упирается в кольцо 4. В статическом положении кольцевой бурт лежит на верхней шайбе 14, к которой пружиной 18 прижимается стакан 7.
Фрикционный демпфер работает следующим образом.
Возмущения, действующие при движении на тележку, вызывают относительные перемещения букс и рамы. При сближении буксы и рамы происходит сжатие пружины
18 и пружины 5 демпфера, которая передает давление через верхнее опорное кольцо 3 сухарям 2, которые скользят своими конусными поверхностями по сопряженным уча ткам конусных расточек колец 3 и 4, смещаясь радиально по направлению к гильзе l. 3a счет прижатия сухарей 2 к гильзе
1 возникает сила сопротивления, действующая в осевом направлении и препятствующая сближению рамы и буксы.
При удалении рамы и буксы нижняя пружина б сжимается и воздействует через шайбу 9, втулку 8 и нижнее кольцо 4 на сухари 2. Когда давление со стороны нижней пружины 6 станет больше противодавления пружины 5, верхнее опорное кольцо 3 сместится вверх на величину зазора между его выступами 20 и упорными поверхностями пазов 19 стакана 7. При дальнейшем удалении рамы и буксы усилие, создаваемое пружиной 6, будет непосредственно восприниматься стаканом 7, а от него — пружиной
18. Поскольку ее жесткость в несколько раз больше, чем у нажимных пружин, стакан 7 при этом останется надежно зафиксированным в осевом направлении.
Использование предлагаемого демпфера позволяет увеличить рассеяние энергии колебаний в буксовой ступени рессорного подвешивания тележек, что приведет к снижению динамических нагрузок на элементы тележек и будет способствовать повышению их долговечности и безопасности движения.
1. Кольцевой фрикционный демпфер, содержащий гильзу, надетую на шпинтон верхнюю нажимную пружину, сухари, сопряженные с верхним и нижним коническими опорными кольцами, и упорное кольцо, закрепленное на шпинтоне, отличающийся тем, что, с целью повышения эффекzo тивности, он снабжен нижней нажимной пружиной, установленной на гильзе между упорным кольцом и нижним коническим опорным кольцом, и охватывающим конические опорные кольца стаканом, ограничивающим перемещения верхнего нажимного кольца со стороны верхней пружины.
2. Демпфер по п. 1, отличающийся тем, что, с целью ограничения хода отбоя, он снабжен закрепленным на упорном кольце поддоном с резиновым буфером на торце.
3. Демпфер по п. 1, отличающийся тем, что стакан выполнен с осевыми пазами, а
t верхнее опорное коническое кольцо снабжено радиальными выступами, входящими в указанные пазы.
4. Демпфер по п. 1, отличающийся тем, з5 что между нижней упорной пружиной и нижним упорным кольцом размещена втулка.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
l. Шадур Л. А. и др. Вагоны, конструкция, теория и расчет. М., «Транспорт», 1965, с. 131 †1, рис. 83 (прототип).
954292
+e« . 1
Составитель В. Прохоренков
Редактор А. Лежнина Техред А. Бойкас Корректор В. Бутяга
Заказ 6151/15 Тираж 542 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий ! 13035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород. ул. П роектная, 4