Подвеска сиденья транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1252203 д1 (Su 4 В 60 1х) 1/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ !, ф. с>
> i
К А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3876607/27-11 (22) 28.03.85 (46) 23.08.86. Ьюл. ¹,3 1 (71) Львовский ордена Ленина политехнический институт им. Ленинского комсомола (72) И. Ф. Сикач, A. E. Плющев, И. С. Керницкий, Л. Н. Королевич и И. Р. Вайда (53) 629.113.042.2 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 371099, кл. В 60 N 1/00, 1973. (54) (57) ПОДВЕСКА СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, .- держа иая шарнирно прикрепленные к остову сиденья и кронштейну основания цаиравлякнцие рычаги, установленный на консольном конце одного из них рс>лик и статически регулируемый упругий элемент, огличающаяся тем, что, с целью улучшения виброизолирук>и(нх свойс1в и комфортабельности сиденья аа счет обеспечения изохронности и нелинейной x>)ðàêòåðèñòèêè его подвески. консольный конец направляющего рычага, снабженный роликом, выполнен регулируемым ио его длин., а к остову сиденья одним кс>нцом и(арнирно прикреилен отвесно расиоложс нный рычаг с ирофилированной понерхн(нтьк), на K()To))t>IH оиерты с одной сгороны упругий алемс>ст, а с противоиоложш)й ролик консольного конца наиранляюн>с(о р>>>наг<>
1252203
30
40
ВНИИПИ Заказ 4577/20
Филиал ППП «Г1атеит», г Гираж 647 Полиисиое
Ужгород, ул. Проектиаи, 4
Изобретение относится к сиденьям транспортных средств, в частности к их подвескам, и предназначено для виброзащиты водителей.
Цель изобретения — улучшение виброзащитных своиств и комфортабельности си5 денья за счет обеспечения изохронности и нелинейной характеристики его подвески.
На чертеже изображена схема сиденья водителя с подвеской.
Подвеска сиденья содержит направ- 10 ляющие рычаги 1 и 2, шарнирно прикрепленные к кронштейну 3 сиденья и к кронштейну 4 основания, упругий элемент, выполненный в виде пружины 5, установленной между кронштейном 6 и отвесно расположенным рычагом 7, на который опирается ролик 8, установленный на консольном конце направляющего рычага 1, демпфер 9, эксцентриковое регулирующее устройство 10 для изменения статического поджатия пружины 5 и эксцентриковое устройство 11 для регулирования длины консольного конца направляющего рычага 1. Профилированный рычаг 7 шарнирно подвешен к остову
l 2 сиденья.
Подвеска сиденья работает следующим образом.
При перемещении сиденья вниз от статического положения, т. е. при повороте рычагов 1 и 2 против хода часовой стрелки (ход сжатия подвески), ролик 8 изменяет свое положение относительно упругого элемента 5 и шарнира рычага 7, одновременно деформируя упругий элемент 5.
Жесткость подвески при этом увеличивается пропорционально квадрату отношения плеча действия упругого элемента 5 относительно шарнира крепления рычага 7 к плечу силы давления ролика 8 на рычаг 7 относительно его шарнира, т. е. усилие на подвеске прогрессивно нарастает с увеличением хода сжатия. Дополнительное нарастание усилия на сиденьи получается за счет того, что в результате изменения отношения плеча действия упругого элемента 5 к плечу силы давления ролика 8 на рычаг 7 относительно шарнира крепления рычага 7 к каркасу
l2 сиденья, сила давления ролика 8 на рычаг 7 (а следовательно. и усилие на сиденьи), необходимая для уравновешивания 45 силы предварительного сжатия упругого элемента 5, прогрессивно нарастает.
При перемещении сиденья вверх от статического положения, т. е. при повороте рычагов 1 и 2 по ходу часовой стрелки (отбой подвески), соотношение плеч силы давления роликов 8 на рычаг 7 и силы упругости элемента 5 также изменяется, за счет чего усилие на подвеске при увеличении хода отбора падает. Дополнительное падение усилия на ходе отбоя достигается за счет профилирования нижней части рычага 7.
Таким образом, изменение соотношения плеч сил, действующих на рычаг 7 в процессе колебаний сиденья, обуславливает нелинейность характеристики подвески.
Необходимая характеристика подвески с низкой жесткостью, близкой к оптимальной в рабочем диапазоне перемещений сиденья и плавным возрастанием жесткости на границах полного хода сиденья, может быть получена подбором расстояний между шарниром крепления рычага 1 к кронштейну 4 основания и, соответственно, осью упругого элемента 5 и шарниром крепления рычага 7 к остову 12 сиденья, расстояний между шарнирами крепления рычагов
1 и 2 к кронштейнам 3 и 4, а также соответствующим профилированием рычага 7.
Подвеска сиденья предварительно настраивается соответственно массе водителя.
Поско.чьку жесткость подвески яв.чяется функцией положения ролика 8 относительно упругого элемента 5, то изменение жесткости подвески в соответствии с переменной массой водителя осуществляется изменением длины консольного конца рычага 1, несущего ролик 8, с помощью эксцентрикового устройства 11. При этом длина рычага изменяется на определенную величину, обеспечивающую изменение жесткости подвески пропорционально изменению амортизируемой массы, т. е. частота собственных колебаний подвески остается постоянной для водителей различной массы. Однако при новом положении ролика, обусловленном необходимостью изменения жесткости подвески пропорционально изменению амортизируемой массы и новой массе водителя, возникает рассогласование усилий, действующих на рычаг 7, т. е. сиденье начинает перемещаться до тех пор, пока сила упругости элемента 5 не скомпенсирует силу давления ролика 8. При этом последний дополнительно изменяет свое местоположение относитепьно упругого эчемента 5 и шарнира рычага 7, что приводит к изменению жесткости подвески и изменению собственной частоты колебаний водителя на сиденьи.
Для того, чтобы ролик при изменении массы водителя находился в нужной точке, кроме изменения длины консольного конца рычага 1, несущего ролик, необходимо с помощью эксцентрикового устройства 10 изменить на соответствующую величину статическое поджатие упругого элеменпга 5, меняя его силу упругости и приводя ее в соответствие с новой массой водителя и новым положением ролика 8 относительно шарнира рычага 7. Такая предварительная настройка обеспечивает изохронность подвески, т. е. постоянство частоты собственных колебаний сиденья при переменной массе водителя.