Устройство управления блокировкой гидротрансформатора гидромеханической трансмиссии

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к транспортной технике, повьшает надежность устройства управления блокировкой гидротрансформатора (ГТ) и упрощает его управление. Механизм 4 разблокировки -вьтолнен в виде двухпози1 онного клапана (К), полость 17 которого в первой позиции соединена со сливом, а во второй - с выходом электрогидравлического клапана 5„Золотник 14 К связан с сигнализатором 6 разблокировки (С) с помощью толкателя 16. С 6 вьтолнен в виде фигурного кулачка и кинематически связан с рычагом 7 переключения передач. При ручной блокировке ГТЗ водитель включает клапан 5, а при разблокировке выключает его с помощью тумблера 8.. При переключении передач с разблокированным ГТЗ С 6 набегает на толкатель 16 К и перемещает его, а вместе с ним и золотник 14 влево. При этом полость 17 К соединяется чер§з клапан 5 с источником 1 питания, а полость 12 клапана 2 - со сливом 20 К. Полость гйдроцилиндра фрикционного элемента 10 соединяется со сливом клапана 2. ГТЗ раэблокировывается. 2 з,п«ф-лы, 2 шт. W 00 00

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

А1

„.SU 1468 8 (51)4 В 60 К 17/10

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ASTOPCHOINV СВИДЕТЕЛЬСТВУ и - iс:.1" Ь и 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

Il0 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 3895572/31-11 (22) 13 ° 05.85 (46) 30.03.89. Вк1п. В 12 (71) Могилевский машиностроительный институт (72) В.П.Тарасик, В.Ф.Платонов, В.А.1 1ироченко, Н.Н.Горбатенко, С.К.Крутолевич, В.А.Коробкин, Н.И.Калько н О.А.Стребко (53) 629. 113-585.2 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

0 954684, кл. F 16 Н 47/00, 1981. (54) УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ БЛОКИРОВКОЙ ГИДРОТРАНСФОРМАКОРА ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИИ (57) Изобретение относится к транспортной технике, повышает надежность устройства управления блокировкой гидротрансформатора (ГТ) и упрощает его управление. Механизм 4 разблоки- . ровкн выполнен в виде двухпози (ионноro клапана (К), полость 17 которого в первой позиции соединена со сливом, а во второй — c выходом электрогидравлического клапана 5. Золотник 14

К связан с сигнализатором 6 разблокировки (С) с помощью толкателя 16.

С 6 выполнен в виде 4игурного кулачка и кинематически связан с рычагом

7 переключения передач. При ручной блокировке ГТЗ водитель включает клапан 5, а при разблокировке выключает его с помощью тумблера 8. При переключении передач с раэблокированным

ГТЗ С 6 набегает на толкатель 16 К и перемещает его, а вместе с ним и soлотник 14 влево. Прй этом полость 17

К соединяется через клапан 5 с источником 1 питания, а полость 12 клапана 2 — со сливом 20 К. Папость гйдроцилиндра фрикционного элемента 10 соединяется со сливом клапана 2, ГТЗ раэблокировывается. 2 з.п.ф-лы, 2 ил.

1468780

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к устройствам управления гидромеханическими трансмиссиями, Цель изобретения - повьппение надежности работы устройства управления блокировкой гидротрансформатора.

На фиг.1 изображена принципиальная схема устройства управления блокиров- 10 кой гидротрансформатора в случае, когда в качестве сигналиэатора разблокировки используется Фигурный кулачок на фиг.2 — вариант устройства с сигнализатором разблокировки, выполненным в виде гидравлического подпружиненного клапана с составным золотником.

Устройство управления блокировкой ! гидротрансформатора состоит из источника 1 давления рабочей жидкости, клапана 2 блокировки гидротрансформатора 3, механизма 4 разблокировки, электрогидравлического клапана 5 включения блокировки и сигнализатора 25

6 разблокиронки.

Сигнализатор 6 разблокировки кинематически связан с рычагом 7 переключения передач. Электрогидравлический клапан включается тумблером 8. Клапан yg

2 блокировки гидротрансформатора 3 выполнен в виде гидравлического клапана с подпружиненным золотником. Его ,выход соединен с полостью гидроцилиндра фрикционного элемента 10 гидротрансформатора 3. Вход клапана 2 соединен с источником 1 давления рабочей жидкости с помощью рабочей гидролинии 11. Полость 12 управления клапана 2 соединена с выходом 13 ме4О ханизма 4 разблокировки, который выполнен н виде подпружиненного двухпозиционного клапана. Он состоит из золотника 14, связанного с одной стороны с пружиной 15, а с другой - с толкателем 16. Кроме того, полость

17 управления клапана 4 посредством канала 18 соединена со сливом 19, а слив 20 перекрыт пояском золотника

14. Вход клапана 4 с помощью гидролинии 21 соединен со сливом 22 электро- 50 гидравлического клапана 5. Вход клапана 5 связан с источником 1 давления рабочей жидкости. Клапан 4 разблокировки соединен с сигнализатором 6 разблокировки посредством толкате-. 55 ля 16.

Сигнализатор 6 разблокировки выполнен н виде фигурного кулачка, однако конструктивно он может быть изготовлен в виде рейки с чередующимися профильными впадинами и выступами.

Сигнализатор разблокировки может быть также выполнен в виде гидравлического подпружиненного клапана 23, состоящего из золотника 24, пружины

25 и трех плунжеров 26-28. Полости

29-32 управления клапана 23 разблокировки, образованные золотником 24 и плунжерами 26-28, соединены гидролиниями 33-36 с магистралями 37-40 управления включением фрикционных элементов коробки передач.

Число полостей упранления сигнализатора разблокировки равно числу фрикционов коробки передач. Вход сигнализатора разблокировки с помощью гидролийии 41 соединен с источником

1 давления рабочей жидкости, а также связан со сливом 42.

Толкатель 16 (фиг.2) выполнен в виде плунжера, который взаимодействует с золотником 14. Полость 43 управления толкателя 16 через канал 44 связана с выходом сигнализатора 23 разблокировки. . Устройство ручного управления блокировкой гидротрансформатора работает следующим образом.

Для блокировки гидротрансформатора

3 водитель включает тумблер 8. В результате золотник электрогидравлического клапана 5 переместится впраBG> перекроет сливное отверстие 22 и соединит источник 1 давления рабочей жидкости с гидролинией 21. Жидкость под давлением через клапан 4 разблокировки, гидролинию 13 поступает в полость 12 управления клапана

2. Возникающее на правом торце золотника клапана 2 осевое усилие перемещает его влево. При этом полость гидроцилиндра фрикционного элемента 10 посредством гидролиний 9 и 11 соединяется с источником 1 давления рабочей жидкрсти. В результате гидротрансформатор 3 блокируется.

Для разблокиронки гидротрансформатора 3 необходимо тумблер 8 перевести в нейтральное:положение, что приводит к выключению электрогидравлического клапана 5. При этом полость

12 управления исполнительного клапана 2 блокировки посредством гидролинии 13 и 21 соединяется со сливом 22 клапана 5 а полость гидроцилиндра

3 146878 фрикционного элемента 10 опорожняется через сливное отверстие клапана 2.

Гидротрансформатор 3 разблокируется.

Автоматическая разблокировка гидротрансформатора 3 при переключении

5 передач (фиг.1) происходит следующим образом.

Водитель перемещает рычаг 7 переключения передач в положение нужной передачи. Кинематически связанный с рычагом 7 сигнализатор разблокировки

6 поворачивается. Профильный выступ сигнализатора 6 разблокировки набегает на толкатель 16 клапана 4 раз блбкировки, вызывая его перемещение влево, а вместе с ним и золотника 14 клапана 4. R своем движении золотник 14 сжимает пружину 15, перекрывает слив 19 и соединяет полость l2 управления клапана 2 посредством гид" ролинии 13 со сливом 20. Полость гидроцилиндра фрикционного элемента 10 гидротрансформатора 3 соединяется со сливом клапана 2. Происходит разбло- 25 кировка гидротрансформатора 3. Одновременно с этим полость 17 управления клапана 4 разблокировки соединяется через канал 21 и электрогидравлический клапан 5 с источником 1 давления рабочей жидкости. В результате (несмотря на то,что после переключения передач толкатель 16 клапана 4 разблокировки вновь займет исходное положение) золотник 14 клапана 4 будет . удерживаться в крайнем положении давлением рабочей жидкости в полости, 17 управления.

Таким образом, при переключении передач происходит автоматическая 49 разблокировка гидротрансформатора 3.

При дальнейшем движении гидротрансформатор 3 находится в разблокированном состоянии. Если снова возникнет необходимость заблокировать гидро- 45 трансформатор 3, необходимо тумблер

8 выключить, а затем опять включить.

Выключение тумблера 8 приводит к тому, что полость 17 управления клапана

4 разблокировки соединяется со сливом

22 электрогидравлического клапана 5.

Золотник 14 клапана 4 под действием усилия пружины 15 возвращается в положение, изображенное на фиг.1. Полость 17 посредс" âîì канала 18 сое55 диняется со сливом 19. Выключение тумблера 8 обеспечивает блокировку гидротрансформатора 3 аналогично описанному.

4

Управление блокировкой гидротрансформатора при выполнении сигнализатора разблокировки происходит следующим образом.

При переключении передач давление в полости 29, связанной с,помощью гидролинии 33 с магистралью 37. выключаемого фрикционного элемента, падает. При этом золотник 24 сигнализатора разблокировки под действием усилия пружины 25 перемещается влево до соприкосновения с плунжером 26.

Полость 43 управления толкателя 16 клапана 4 разблокировки соединяется посредством гидролиний 41 и 44 с источником 1 давления рабочей жидкости .

Толкатель 16, а вместе с ним.и золотник 14 клапана 4 перемещаются влево.

Дальнейшая работа клапана 4 и разблокировка гидротрансформатора 3 происходит так же как и описано по фиг. 1.

По мере возрастания давления в исполнительном цилиндре включаемого фрик ционного элемента происходит увеличение давления в полости 30 управления сигнализатора 23 разблокировки. Как только давление в полости 30 станет больше усилия пружины 25, плунжер 26 и золотник 24 перемешаются влево и сжимают пружину 25 ° При этом полость

43 управления плунжера 16 соединяется со сливом 42.

Таким образом, сигнализатор разблокировки, выполненный в виде гидравлического подпружиненного клапана с составным золотником, обеспечивает автоматическую разблокировку гидротрансформатора 3 при переключениях передач. При дальнейшем движении гидротрансформатор 3 остается в разблокированном состоянии. Чтобы его заблокировать, необходимо выключить

1тумблер 8, а затем снова включить.

Формула изобретения

1. Устройство управления блокировкой гИдротрансформатбра гидр омеханической трансмиссии, содержащее элек" трогидравлический клапан включения блокировки, вхоцы которого гидравлически соединены с источником давления рабочей жидкости и с гидробаком, гидроцилиндр фрикционн<у"о элемента гидротрансформатора, гидравлически сое" диненный посредством рабочей гидролинии с источником давления рабочей жидкости, механизм разблокировки и сигнализатор разблокировки, о т л иСоставитель В. Калмыков

Техред N.Дифык Корректор М.Пожо

Редактор М,Келемеш

Заказ 130б/18 Тираж 527 Подписное

ВНИИПН Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина,101

5 14б878 ч а юще е с я тем, что, с целью повьппения надежности работы устройства, оно снабжено подпружиненным гидроуправляемым двухпозиционным клапа-. ном блокировки, установленным в рабочей гидролинии и соединенным с гидробаком с возможностью соединения в одной его позиции гидроцилиндра фрикционного элемента гидротрансформатора с источником давления рабочей жидкости, в другой — с гидробаком, а механизм разблокировки выполнен в виде подпружиненного двухпозиционного управляемого клапана разблокировки, гидравлически соединенного с полостью управления гидроуправляемого двухпозиционного клапана блокировки со стороны, противоположной действию пружины, с выходом электрогидравли20 ческого клапана включения блокировки и с гидробаком, в одной позиции которого упомянутая полость управления соединена с гицробаком, в другой— с выходом электрогидравлического кла- 2

25 пана включения блокировки, а подпружиненный двухпозиционный управляемый !

0 6 клапан разблокировки со стороны противоположной действию пружины связан с сигнализатором разблокировки.

2. Устройство по п.1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что сигнализатор разблокировки выполнен в виде фигурного кулачка, кинематически связанного с рычагом переключения коробки передач гидромеханической трансмиссии и с клапаном разблокировки.

3. Устройство по п.1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что сигнализатор разблокировки выполнен в виде гидрав.лического клапана с подпружиненным составным золотником, имеющего полости управления, образованные корпусом клапана и составными элементами золотника, каждая иэ которых соединена гидролиниями.с фрикционными элементами коробки передач гидромеханической трансмиссии, входы этого клапана гидравлически соединены с источником давления рабочей жидкости и гидробаком, а выход — с полостью управления . подпружиненного двухпоэиционного управляемого клапана разблокировки,