Система командного управления коробкой передач

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к системам управления и может быть использовано для дистанционного управления ступенчатыми синхронизированными коробками передач транспортных средств. Система включает в себя механизм 1 выбора ползунов и включения передач, установленный на крышке коробки передач, полости Г и И, соединенные системой трубопровода с полостью Д цилиндра блокировки ползуна 16 первой передачи (заднего хода) и с полостями распределителя рабочей среды под давлением, электропневмоклапаны которого соединены посредством проводников с тумблерами контроллера. Выключатели контроллера имеют возможность кинематического взаимодействия со сферой, имеющей кольцевой паз, на котором закреплен рычаг контроллера . Перевод и фиксация рычага контроллера в положение выбора одного из ползунов 16; 17,18 или в положение включения одной из шести передач приводит к подаче рабочей среды под давлением в полости Г и И или к соединению этих полостей с атмосферой и к установлению требуемого режима работы ступенчатой синхронизированной коробки передач. Пневматическая связь между полостью Г исполнительного механизма 1 выбора ползунов и включения передач с. полостью цилиндра блокировки ползуна 16 первой передачи (заднего хода) позволяет при выключении первой передачи (или передачи заднего хода) с последующим переходом в положение общей нейтрали коробки передач добиться надежного улавливания и фиксации ползуна 16, исключив тем самым самопроизвольные включения одной из этих передач под действием больших инерционных сил. 2 з.п.ф-лы, 6 ил. У Ј сь е CN

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И) (si)s В 60 К 20/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ шаг

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4650612/11 (22) 16.02.89 (46) 15.10.91.Бюл. М 38 (71) Белорусский политехнический институт (72) С.Г.Стаскевич, О.А,Маханьков, Г.Д.Сычев, А.П.Бомбешко, М.B.Ñå÷êî, M.Ñ.Ëåáåдев, А.Д.Черванев, А.А.Цереня, В.А.Куцеволов, Ю.В.Кравцов и А.И.Гришкевич (53) 629.113 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1602771, кл. В 60 К 20/02, 22.06,1989, (54) СИСТЕМА КОМАНДНОГО УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение относится к системам управления и может быть использовано для дистанционного управления ступенчатыми синхронизированными коробками передач транспортных средств. Система включает в себя механизм 1 выбора полэунов и включения передач, установленный на крышке коробки передач, полости Г и И, соединенные системой трубопровода с полостью Д цилиндра блокировки ползуна 16 первой передачи (заднего хода) и с полостями распределителя рабочей среды под давлением, электропневмоклапаны которого соединены посредством проводников с тумблерами контроллера. Выключатели контроллера имеют воэможность кинематического взаимодействия со сферой, имеющей кольцевой паз, на котором закреплен рычаг контроллера, Перевод и фиксация рычага контроллера в положение выбора одного иэ ползунов

16; 17, 18 или в положение включения одной из шести передач приводит к подаче рабочей среды под давлением в полости Г и И или к соединению этих полостей с атмосферой и к установлению требуемого режима работы ступенчатой синхронизированной коробки передач. Пневматическая связь между полостью Г исполнительного механизма 1 выбора ползунов и включения передач с; полостью цилиндра блокировки ползуна 16 первой передачи (заднего хода) позволяет при выключении первой передачи (или передачи заднего хода) с последующим переходом в положение общей нейтрали коробки передач добиться надежного улавливания и фиксации ползуна 16, исключив тем самым самопроизвольные включения одной из этих передач под действием больших инерционных сил. 2 з,п,ф-лы, 6 ил.

1684116

Изобретение относится к системам управления коробок передач, в частности к системам переключения передач в ступенчатых синхронизированных коробках передач транспортных средств.

Целью изобретения является повышение надежности.

На фиг. 1 показана схема системы командного управления коробкой передач; нэ фиг. 2 — цилиндры выбора ползунов и блокировки ползуна первой передачи — заднего хода с распределителем рабочей среды под давлением; на фиг, 3 — разрез А-А на фиг. 2 (цилиндры включения передач); на фиг, 4— разрез Б-Б на фиг. 2 (устройство пневмоклапана); на фиг. 5 — вид В на фиг. 2 (устройство фиксации электропневмоклапанов распределителя от проворачивания); на фиг, 6— контроллер системы командного управления коробкой передач.

Система командного управления коробкой передач включает в себя механизм 1 выбора ползунов и включения передач, установленный на крышке коробки 2 передач и связанный системой 3 трубопроводов с цилиндром 4 блокировки ползуна первой передачи — заднего хода с распределителем

5 рабочей среды под давлением, электропневмоклапаны 6 которого соединены посредством проводников с контроллером 7.

Механизм 1 выбора ползунов и включения передач (фиг. 2) содержит два двухличейных трехпозиционных пневмоцилиндра с взаимно перпечдикулярными осями, размещенные в общем корпусе 8, имеющем два сквозных отверстия. В сквозном отверстии меньшего диаметра, закрытого крышкамиЯ, 10 в кольцевых поршнях 11 и 12, установлен шток-поршень 13 цилиндра выбора ползунов, который посредством зубчатого зацепления взаимодействует с двуплечим ключом

14, установленным на штоке 15 цилиндра включения передач с воэможностью кинематического взаимодействия с ползуном 16 первой передачи (заднего хода), ползуном

17 второй (третьей) передачи и полэуном 18 четвертой(пятой) передачи, размещенными в крышке коробки передач 2, Полость Г выбора ползуна первой передачи (Заднего хода). образованная корпусом 8, крышкой 9, кольцевым поршнем 11 и шток-поршнем 13 цилиндра выбора ползунов, посредством трубопроводов 19-21 и тройника 22 связана с полостью Д цилиндра 4 блокировки ползуна первой передачи (заднего хода). Полость

Д образована сверлением в крышке коробки 2 передач и заглушена крышкой 23. В сверлении установлен подпружиненный пружиной 24 шток-поршень 25 цилиндра блокировки с возможностью кинематического взаимодействия с полэуном 16 первой передачи (заднего хода) и с распределителем 5 (фиг. 1) рабочей среды под давлением.

Полость И выбора полэуна четвертой (пятой) передачи, образованная корпусом 8, крышкой 10, кольцевым поршнем 12 и шток-поршнем 13 цилиндра выбора ползунов, посредством трубопровода 26 соединена с распределителем 5 рабочей среды под давлением. Электропневмоклапаны 27 выбора ползуна первой передачи (заднего хода) и электропневмоклапаны 28 выбора полэуна четвертой - пятой передач установлены в первой секции 29 распределителя 5, соединенной внутренним трубопроводом с аналогичной второй секцией 30 распределителя 5, к которой при помощи трубопровода 31 подводится под давлением рабочая среда. Во второй секции 30 распределителя 5 установлены электропневмоклапаны 32 включения первой, второй и пятой передач и электропневмокпапаны 33 заднего хода, третьей и четвертой передач, которые при помощи трубопроводов 34 и 35 соединены соответственно с полостью Е (фиг. 3) цилиндра включения первой, второй и пятой передач, образованной корпусом 8, крышкой 36, кольцевым поршнем 37 и поршнем 38, установленным на штоке 15 цилиндра включе30 ния передач,и с полостьа Ж цилиндра включения заднего хода, третьей и четвертой передач. Полость Ж образована корпусом 8, крышкой 39, кольцевым поршнем 40, поршнем 41, установленным на штоке 15 цилиндра включения передач. Электропневмоклапаны 27, 28, 32, 33 секций 29 и 30 распределителя 5 симметричны относительно сквозного отверстия 42, имеющегося в обеих секциях 29 и 30, соединенного посредством трубопровода 31 с источником давления, Каждый иэ электропневмоклапанов 27, 28, 32, 33 имеет аналогичную конструкцию и включает в себя силовой электромагнит 43 (фиг. 4) с топкателем 44, закрепленный на установленном в корпусе

45 при помощи резьбового соединения фланце 46 пневмоклапана, во втулке 47 которого размещен подпружиненный пружиной 48 клапан 49, имеющий возможность

50 взаимодействия с седлом клапана 50, установленного в корпусе 45 соосно сквозному отверстию 42. Корпус 45, фланец 46 пневмоклапана и клапан 49 образуют рабочую полость К. Предварительно отрегулированные по ходам электропневмоклапаны 27, 28, 32, 33 попарно зафиксированы от проворачивания при помощи двух фигурных пластин

51, 52 и резьбового соединения 53 (фиг. 5), а их клеммы при помощи электропроводников соединены с трехпозиционными выклю1684116

55 чателями 54 и 55 (фиг. 6 а, б) контроллера 7, оси тумблеров 56, 57 которых взаимно перпендикулярны, Тумблеры 56 и 57 выключателей 54 и 55 кикематически связаны с подпружиненной при помощи шарика 58, толкателя 59 пружины 60 сферой 61 с кольцевым пазом, которая установлена в нижней 62 и верхней 63 чашках корпуса 64 контроллера. В верхней чашке 63 корпуса

64 контроллера установлены две пружины

65, 66 с толкателями 67 и 68, причем пружина 66, установленная со стороны положения первой передачи (задкего хода), имеет большую жесткость. На сфере 61 с кольцевым пазом при помощи резьбового соединения закреплен рычаг 69 контроллера, на котором установлен подпружиненный пружиной 70 фиксатор 71, имеющий возможность взаимодействия с гнездами 72, расположенными с внутренней стороны корпуса 64 контроллера, в положениях, соответствующих включенной передаче или общей нейтрали. В верхней части корпуса 64 контроллера имеется сквозная Ж-образная прорезь 73, предназначенная для направления рычага 69 контроллера, на лучах которой имеются обозначения 74 включенной передачи.

Система командного управления коробкой передач работает следующим образом.

При установке рычага 69 контроллера в положение общей нейтрали подпружиненный пружиной 70 фиксатор 71 входит в соответствующее гнездо 72, устанавливая тумблеры 56, 57 выключателей 54 и 55 при помощи сферы 61 с кольцевым пазом в положение, при котором оси взаимно перпендикулярны и находятся в одной плоскости (фиг. 6). Таким образом, ни ка один из контактов выключателей 54 и 55, соединенных при помощи проводников с клеммами электропневмоклапанов 27, 28, 32, 33 распределителя 5 рабочей среды, электрическое питание не подается, Клапаны 49 электропневмоклапанов 27, 28, 32, 33 находятся при атом в отжатом состоянии (фиг. 4) и рабочая среда через трубопровод 31 и сквозные отверстия 42 секций 29, 30 поступает в полости К распределителя 5 и далее по системе 3 трубопроводов — в рабочие полости Г, Е, Ж и И механизма 1 выбора полэунов и включения передач, а также в полость Д цилиндра 4 блокировки ползуна первой передачи (заднего хода). При этом все элементы механизма 1 выбора ползунов и включения передач и цилиндра 4 блокировки полэуна первой передачи - заднего хода занимают положение, показанное на фиг, 2 и 3. При переводе рычага 69 контроллера в правое нейтральное положение води15

50 те,: ь воспринимает усилие со стороны пружины 66, информирующее его о том, что он производит выбор полэуна 16 первой передачи (заднего хода), при этом сфера 61 с кольцевым пазом, взаимодействуя стумблером 56 выключателя 54, переводит его в нижнее полажение и электропитание со средней клеммы выключателя 54 передается ка его верхнюю клемму и далее на клеммь: электропкевмоклапана 27 выбора полэука первой передачи (заднего хода), толкатель 44 которого устанавливает клапан

49 ка седло 50 клапана, соединяя тем самым полость Г выбора ползуна первой передачи (задкего хода) механизма 1 выбора ползунов и включения передач и полость Д цилиндра 4 блокировки ползуна первой передачи — заднего хода с атмосферой. При этом за счет перепадов давления в, полостях Г и

И механизма 1 выбора ползунов и включения передач шток-поршень 13 цилиндра выбора ползуков начинает перемещаться влево, проворачивая при помощи зубчатого зацепления двуплечий ключ 14, рычаг которого начинает входит в паэ ползуна 16 первой передачи (задкего хода). Одновременно под воздействием пружины 24 из паза ползука 16 первой передачи (задкего хода) выходит шток-поршень 25 цилиндра блокироБки; причем ходы рычага ключа 14 и штокпоршня 25 цилиндра блокировки согласованы так, что любом положении существует кинематическое взаимодействие между ползуном первой передачи (заднего хода) с одним или обоими указанными элементами 14 и 25.

После завершения процесса выбора полэуна 16 первой передачи (заднего хода) рычаг ключа 14 механизма выбора ползунов и включения передач. входит в паз упомянутого полэуна, а шток-поршень 25 выходит из него, завершая операция выбора ползуна. Последующий перевод рычага 69 контроллера в положение включенной первой передачи, где он фиксируется при помощи фиксатора

71 в положение включенной первой передачи, приводит к переводу тумблера 57 при помощи сферы 61 с кольцевым пазом в верхнее положение, Это обеспечивает подвод электропитания к электропкевмоклапану 32 включения первой, второй и пятой передач, что приводит к соединению полости Е исполки ельного механизма 1 выбора ползунов и включению передач с атмосферой и смещению штока цилиндра включения передач в крайнее левое положение, соответствующее включенной первой передаче.

При переводе рычага 69 кон гроллера в нейтральное положение выключатель 57 тумблера 55 возвращается в ср . дкее положение, отключая тем самым оТ электропитания

1684116 электропневмоклапан 32 включения первой, второй и пятой передач, что приводит к соединению полости Е с источником давления, т.е. к переводу штока цилиндра включения передач в нейтральное положение, После снятия водителем усилия с рычага 69 контроллера пружина 66 возвращает его в положение общей нейтрали. При этом полость Г исполнительного механизма 1 выбора полэунов и включения передач через электропневмоклапан 27 выбора полэуна первой передачи (заднего хода) соединяется с источником давления, что приводит к постепенной установке шток-поршня 13 цилиндра выбора ползунов в положение общей нейтрали, причем по мере выхода рычага ключа 14 из паза ползуна 16 первой передачи (заднего хода) в него одновременно входит шток-поршень 25 цилиндра блокировки, чем обеспечиваются надежное улавливание и фиксация ползуна первой передачи (заднего хода), предотвращающие включение под действием больших инерционных сил передачи заднего хода. Путем различных комбинаций установки рычага 69 контроллера, а следовательно, различного состояния электропневмоклапанов 27, 28, 32, 33 распределителя 5 рабочей среды под давлением производится выбор одного из ползунов 16-18 и включение одной из пяти передач вперед или передачи заднего хода.

Формула изобретения

1. Система командного управления коробкой передач, содержащая коробку, внутри корпуса которой размещен ползуны с вилками включения передач, пневмопривод выбора ползунов и включения передач, включающий в себя два кинематически связанных взаимно перпендикулярных штока, установленных в силовых цилиндрах, закрепленных на крМшке коробки, механиЗм

5 блокировки ползуна первой передачи и реверса со штоком, установленным в корпусе механизма блокировки, воэдухораспределитель, соединенный трубопроводами с источником.давления и силовыми цилин10 драми, электропневмоклапаны и рычаг переключения передач, установленный в корпусе контроллера, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, электропневмоклапаны подключены к контролле15 ру, который снабжен закрепленными íà его корпусе выключателями с тумблерами управления электропневмоклапанами воздухораспределителя, верхней и нижней чашками. сферой с кольцевым пазом, по20 движно установленной в упомянутых чашках и закрепленной на нижнем конце рычага переключения передач, подпружиненными толкателями, соосно установленными в верхней чашке и выполненными с возможно25 стью взаимодействия с рычагом переключения передач, при этом тумблеры установлены перпендикулярно к оси рычага и взаимно перпендикулярно друг относительно друга и выполнены с возможностью вэаимо30 действия с кольцевым пазом сферы.

2. Система по п.1,отл ича ю ща я ся тем, что корпус механизма блокировки соединен с источником давления, 3. Система по и. 1, отличающаяся

35 тем, что электропневмоклапаны попарно скреплены при помощи зажимного устройства.

1684116

1684116

A-Л

Фиг.5

Составитель А.Барыков

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор M.Êó÷åðÿâàÿ

Редактор Н.Горват

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3475 . Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5